Escalation of the US-China crisis in the South China Sea

 
PIIS241328880026897-0-1
DOI10.18254/S241328880026897-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: student
Affiliation: the State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Pages14-21
Abstract

US-China relations in the South China Sea are of particular interest for research, since the beginning of the third decade of the 21st century is characterized by increased tensions between the US and China in this region. Washington's desire to maintain military and political control in the waters of the South China Sea contradicts Beijing's interests in the field of national security and its bid for regional leadership. The modernization of the armed forces of both states goes hand-in-hand with the diplomatic and strategic preparation of the United States and China for that stage of escalation, which could potentially take the form of an armed conflict. While China is trying to resolve the Taiwan issue, the United States is strengthening multilateral and bilateral military-political cooperation in the region, involving NATO there as well. However, the Taiwan issue is not the only divergence of geopolitical interests in the South China Sea for Washington and Beijing. Their contradictions are deeper, so a regional confrontation, at least in the format of the Cold War, is inevitable.

KeywordsUS-China relations, China, USA, escalation, South China Sea, Indo-Pacific region, strategic interests, confrontation, military-political control, Taiwan
Received31.08.2023
Publication date03.10.2023
Number of characters15280
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Южно-Китайское море как часть Индо-Тихоокеанского региона представляет особый стратегический интерес для США и является предметом геополитического соперничества с КНР. Фактически регион становится плацдармом противостояния великих держав эта тенденция свойственна второму и третьему десятилетию века, и на современном этапе она лишь набирает обороты. Инциденты в акватории Южно-Китайского моря становятся обыденностью, где усиливается военная конкуренция: цель перевооружения ставят как Вашингтон в связке с Тайбэем, так и Пекин. Возникает вопрос чем обусловлен характер американо-китайских отношений в этом регионе и к чему может привести сложившаяся ситуация в ближайшем будущем? Невозможно было бы понять причины напряженности без понимания геополитического значения региона для обеих сторон. Интересы США как одного из ключевых акторов международной арены, одной из двух крупнейших экономик мира и великой морской державой в нем предопределяются доступом к воздушным и морским ресурсам, торговыми путями и инвестиционной привлекательностью, а также угрозами в сфере безопасности. В американских доктринальных документах подчеркивается значимость стратегических региональных партнеров и углубления сотрудничества с ними, а также стремление оказания содействия им в продвижении демократических ценностей, защиты от угроз и терроризма, противодействия распространению оружия массового уничтожения1. К тому же необходимо обратить внимание на пункт о налаживании конкурентных отношений с ревизионистскими державами или автократическими, как они названы в последней Стратегии национальной безопасности от 2022 г., такими как Китай, Россия и Северная Корея. На практике «конкурентные отношения», ввиду размытости самого термина, остаются вопросом дискуссионным и видятся сторонам по-разному, но нельзя отрицать факт роста напряжения в регионе. Значение региона для КНР более очевидно Южно-Китайское море омывает берега ее границ и непосредственно влияет на обеспечение безопасности, тогда как Тайвань остается болезненным вопросом для страны на протяжении десятилетий. Еще в 2013 г., с приходом к власти Си Цзиньпина, был заявлен курс на дипломатию «добрососедства» («чжоубянь вайцзяо»), подразумевающий особое внимание развитию отношений с близлежащими странами, что является важнейшим инструментом мягкой силы Пекина и его инструментом для формирования миротворческой репутации на международной арене2. Интересы национальной безопасности Китая требуют, чтобы он играл более активную роль в переустройстве Азиатско-Тихоокеанского региона по линиям, подходящим Пекину, что должно способствовать разрешению территориальных споров. Для этого необходимо увеличение влияния КНР в регионе и, ввиду фактора ограниченности пространства, уменьшения способности США подрывать китайский контроль над регионом. Стремление к региональному доминированию обусловлено и растущими амбициями Пекина, что в совокупности неизбежно приводит к столкновению интересов и взаимному давлению. Это подтверждается в риторике китайского лидера: так, в своей речи на 19-м съезде партии в ноябре 2017 г. Си Цзиньпин сказал о «китайской мечте о национальном возрождении», определяемой как «превращение Китая в великую современную социалистическую страну, процветающую, сильную, демократическую, культурно развитую, гармоничную и красивую»3. По словам Си Цзиньпина, Пекин восстанавливает свое «законное место» в качестве исторической державы в Азии. Эти цели являются не менее размытыми, чем американские «конкурентные отношения», но подтверждают китайскую заявку на региональное лидерство, что непосредственно противоречит самой идее американского присутствия и вовлеченности, следовательно, ведет к конфликту. При этом американские аналитики видят китайскую внешнеполитическую стратегию как естественное продолжение внутренней, комментируя ее как носящую оборонительный характер, с целями ослабить дестабилизирующее влияние из-за рубежа, избежать территориальных потерь и создать международные условия, которые будут поддерживать экономический рост4. Однако важным изменением в этой характеристике за последние годы стало то, что внутренние и региональные приоритеты теперь встроены в более масштабный поиск своей глобальной роли. В действительности у Китая нет опубликованных в общем доступе стратегических документов, касательно акватории Южно-Китайского моря или Индо-Тихоокеанского региона, но основными мерами в рамках его стратегии можно назвать модернизацию своих ВС и ВМС как подготовку к возможному горячему конфликту в регионе, поддержание через дипломатическую деятельность своей репутации страны-миротворца, не вмешивающейся во внутренние дела других государств, как почвы для партнерских отношений и стремление к решению Тайваньского вопроса. Что касается последнего, то Пекин в последние годы предпринял попытки доказать свои право притязания на острова в Южно-Китайском море: например, в 2013 г. китайские власти добавили к 9-пунктирной линии, обозначающей претензии КНР в регионе, ещё и 10-ю линию, проходящую к востоку от Тайваня5. Имеет место предположение о надежде Пекина на победу на выборах на Тайване в 2024 г., который предлагает своим избирателям мирную интеграцию с Китаем. Переходя к американской стратегии, то тут необходимо отметить, что для реализации уже упомянутых целей Вашингтона в регионе, которые без идеологической окраски сводятся к сохранению и увеличению контроля при сдерживании роста китайского влияния, принимается широкий спектр мер военного характера: активное развертывание вооружений на Тайване, Филиппинах, в Таиланде, Южном Вьетнаме, Южной Корее и Японии, в том числе ядерных сил. К тому же альянс США с Австралией был обновлен, чтобы облегчить регулярную ротацию вооруженных сил США через Дарвин, а соглашение с Сингапуром за последнее десятилетие обеспечило ротационный доступ военно-морским силам США в эту страну. Все это делается в рамках «стратегического разворота к Азии» («Pivot to Asia») – политическом курсе, объявленном Обамой в 2011 г. При этом спустя более 10 лет курс сохраняется и укрепляется, а в февральской Индо-Тихоокеанской стратегии от прошлого года администрации Дж. Байдена заявлено, что стратегически ИТР – ключевой регион, от которого будет зависеть безопасность и процветание Америки6. Отдельно была выражена обеспокоенность по поводу действий КНР в ЮКМ и подчеркнута важность усиления международно-правового режима в Мировом океане для обеспечения американской национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности. Что касается инструментария реализации этой политики США, то главным инструментом является создание максимально широкой неформальной коалиции, противостоящей наступательным действиям КНР в оспариваемой акватории. При этом, помимо привлечения своих старых региональных союзников (Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Японии), США активно вовлекают и своих европейских партнёров, в том числе по НАТО – Великобританию, Германию, Францию7. В 20212022 гг. эти европейские страны посылали свои корабли в Южно-Китайское море, что вызвало резкую дипломатическую реакцию Китая. Несмотря на то что Южно-Китайское море не входит в зону ответственности НАТО, китайская тема постепенно становится важной внутри Североатлантического альянса. В стратегии НАТО от 2021 г. КНР названа «главной военной угрозой» (наряду с Россией), где отдельно подчеркнуто беспокойство ввиду российско-китайского сотрудничества и совместных учений государств в Евро-Атлантическом регионе8. Также летом 2022 г. в Мадриде во время саммита Североатлантического альянса США, Япония и Республика Корея выразили свою приверженность к укреплению сотрудничества в сфере безопасности9. В Индо-Тихоокеанской стратегии от 2022 г. также важность укрепления многосторонних альянсов в «гибких форматах», в первую очередь через Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD), в том числе подключая к нему АСЕАН10. Созданный в первый год президентства Дж. Байдена новый военно-политический блок АУКУС (AUKUS) совместно с Великобританией и Австралией является еще одним подтверждением активизации американской военной политики в регионе через союзнические отношения. Важнейшим фактором сохранения своего военно-политического доминирования в регионе Вашингтон считает укрепление и двусторонних связей со своими региональными союзниками. Например, во время визита госсекретаря Э. Блинкена в сентябре 2021 г. министр обороны Филиппин Д. Лоренцана призвал к обновлению Договора о взаимной обороне между США и Республикой Филиппины, подписанного в 1952 году11. Филиппинское политическое руководство стремится к тому, чтобы статьи договора о коллективной обороне распространялись и на потенциальные наступательные действия Пекина в исключительной экономической зоне Филиппин в Южно-Китайском море, трактуя их как агрессию против Манилы. Спровоцировавший риск нового витка эскалации визит на Тайвань спикера Палаты представителей Н. Пелоси в августе 2022 г. также стал символическим жестом поддержки гарантий безопасности Вашингтона в отношении Тайбэя12. Следует отметить, что роль этого направления оценивается примерно одинаково для всех представителей высшего политического класса Вашингтона, среди которого был достигнут межпартийный консенсус по антикитайской повестке независимо от того, представители какой из двух партий занимают руководящие должности во внешнеполитической сфере, КНР признается противником в долгосрочной перспективе. Однако при сохранении стратегических задач существуют разные взгляды на тактику и механизмы реализации – это проявляется в нежелании республиканцев в Конгрессе увеличивать оборонный бюджет из-за рисков приближающегося технического дефолта, а также в отказе К. Маккарти от визита в Тайбэй13. Приблизившись к вопросу эскалации, необходимо обратиться к военным факторам. США обвиняют Пекин в строительстве на базе рифов длинной череды искусственных островов, на которых размещаются военные объекты. Пентагон выразил свои опасения того, что в случае начала горячего конфликта вокруг Тайваня эти искусственные острова могут сыграть решающую роль, что дает Китаю преимущество в противостоянии с США14. Пентагон выразил свои опасения из-за отставания в гонке вооружений с Китаем, который недавно утвердил рекордный оборонный бюджет, спускает на воду третий авианосец и сильно обходит США в разработке гиперзвука15. Сейчас Вашингтон выделил 140 миллиардов долларов на спешное перевооружение своих ВВС и ВМС – с учетом опыта украинского конфликта и в рамках потенциального противостояния с Китаем. Китай также принимает ответные меры, продолжая модернизацию своих вооруженных сил. К тому же в Индо-Тихоокеанском регионе, в таких странах, как Япония и Республика Корея, Филиппины и Таиланд, проходят крупные военные учения с участием США. Си Цзиньпин называет это политикой «окружения и подавления Китая»16. Сложившаяся ситуация позволяет предполагать, что даже в случае разрешения тайваньского кризиса новая холодная война между США и Китаем будет только разрастаться. Противоречия заключаются не только в вопросе Тайваня, причем надо отметить и то, что США формально не отказываются от Шанхайского коммюнике, не признавая суверенитет Тайваня. Таким образом, сложившаяся ситуация в Южно-Китайском море между США и КНР носит конфронтационный характер и обостряется с каждым днем с усилением нового витка гонки вооружений. В период 2021-2023 гг. обе стороны активизировали свою деятельность в регионе, развернув всестороннюю подготовку к возможному конфликту – дипломатического, стратегического и военного характера. Нацеленность Вашингтона на сохранение своего экономического и военно-политического господства в регионе при активном содействии союзников – как прежних, так и новых, в том числе за счет вовлечения НАТО идет вразрез с китайскими интересами и их окрепнувшими возможностями, что позволяет охарактеризовать конфликт, как минимум холодный – неизбежным. 1. Scott W. Harold, Nathan Beuchamp-Mustafaga, Soo Kim. Assessing the prospects of great power cooperation in the Indo-Pacific // RAND Cooperation, Research report – 2023. URL: >>>> C. 13. (accessed 09.04.2023).

2. Ширгазина Э.Р. «Дипломатия добрососедства» Китая в странах Южной Азии (на примере Пакистана, Индии, Непала и Бутана) // ИМЭМО им.Е.М. Примакова РАН – Азия и Африка сегодня – выпуск №8. – 2021. – C. 32-39. URL: >>>> DOI: 10.31857/S032150750014026-0. C. 32. (дата обращения 09.04.2023).

3. Scott W. Harold, Nathan Beuchamp-Mustafaga, Soo Kim. Assessing the prospects of great power cooperation in the Indo-Pacific // RAND Cooperation, Research report – 2023. URL: >>>> C. 14. (accessed 09.04.2023).

4. Scott W. Harold, Nathan Beuchamp-Mustafaga, Soo Kim. Assessing the prospects of great power cooperation in the Indo-Pacific // RAND Cooperation, Research report – 2023. URL: >>>> C. 15. (accessed 09.04.2023).

5. Васильев Д., Шавлай Э. Южно-Китайское море в противостоянии КНР и США в Азии// Трибуна соискателя – Азия и Африка сегодня – 2020. - №7. – С. 61-66. URL: >>>> DOI: 10.31857/S032150750010107-9. С. 62. (дата обращения 09.04.2023).

6. Мишин И. О. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Спецвыпуск. URL:  https://rusus.jes.su/s207054760023919-7-1/ .DOI: 10.18254/S207054760023919-7. (дата обращения 09.04.2023).

7.  Biden and UK to help Australia acquire nuclear-powered submarines in new pushback on China // CNN. 16.09.2021. URL: https://edition.cnn.com/2021/09/15/politics/us-uk-australia-nuclear-powered-submarines/index.html. (accessed 09.04.2023).

8. ТАСС. Стратегическая концепция и противодействие Китаю. Какие решения приняли на саммите НАТО. URL: >>>> (дата обращения 09.04.2023).

9. Мотявин М. М. Альянс США – Япония – Республика Корея как часть Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Джо Байдена // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 5. URL >>>> DOI: 10.18254/S207054760022725-4. (дата обращения 09.04.2023).

10. Мишин И. О. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Спецвыпуск. URL: https://rusus.jes.su/s207054760023919-7-1/.DOI: 10.18254/S207054760023919-7. (дата обращения 09.04.2023).

11. Мишин И. О. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Спецвыпуск. URL: https://rusus.jes.su/s207054760023919-7-1/. DOI: 10.18254/S207054760023919-7. (дата обращения 09.04.2023).

12. Мишин И. О. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Дж. Байдена: преемственность и новые тренды // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Спецвыпуск. URL: https://rusus.jes.su/s207054760023919-7-1/. DOI: 10.18254/S207054760023919-7. (дата обращения 09.04.2023).

13. The Chicago Council on Global Affairs. Republicans, Democrats Split on Increasing US Defense Budget. URL: >>>> (accessed 09.04.2023).

14. The Wall Street Journal. How Beijing Boxed America Out of the South China Sea. URL: >>>> (accessed 09.04.2023).

15. The Wall Street Journal. How Beijing Boxed America Out of the South China Sea. URL: >>>> (accessed 09.04.2023).

16. ОСН. РИА Новости: Китай убедился в неизбежности конфликта с США. URL: >>>> (дата обращения 09.04.2023).

views: 155

Readers community rating: votes 0

1. D. Vasiliev, E. Shavlay The South China Sea in the confrontation between China and the United States in Asia// The applicant's Tribune – Asia and Africa today – 2020. - No. 7. – pp. 61-66. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/7c1/Azia-07-2020_61-66-min.pdf . DOI: 10.31857/S032150750010107-9.

2. A. Denisov Features of modern American-Chinese strategic competition // Problems of national strategy. 2023. No. 1 (76). pp. 32-45. URL: https://vk.com/doc280183192_654806308 ?hash=YddZP48YytJXHzSn6ohWzkWoQqYl2LEZ0e5FA1j3Ef4&dl=5AYZ8mrFAygAL6SngAlCSo1vyfcJhIuDmGu8N6eoac0.

3. I.Mishin Indo-Pacific strategy of the Administration of J. Biden: Continuity and new trends // Russia and America in the XXI century. – 2022. – Special Issue. URL: https://rusus.jes.su/s207054760023919-7-1/.DOI : 10.18254/S207054760023919-7.

4. M.Motyavin The USA–Japan– Republic of Korea Alliance as part of the Indo-Pacific strategy of the Joe Biden administration // Russia and America in the XXI century. – 2022. – Issue No. 5. URL https://rusus.jes.su/s207054760022725-4-1/. DOI: 10.18254/S207054760022725-4

5. E. Shirgazina "Diplomacy of good neighborliness" of China in the countries of South Asia (on the example of Pakistan, India, Nepal and Bhutan) // E.M. Primakov IMEMO RAS – Asia and Africa Today – issue No. 8. – 2021. – pp. 32-39. URL: https://ras.jes.su/asaf-today/s032150750014026-0-1 . DOI: 10.31857/S032150750014026-0.

6. OSN. Ria Novosti: China is convinced of the inevitability of a conflict with the United States. URL: https://www.osnmedia.ru/world/ria-novosti-kitaj-ubedilsya-v-neizbezhnosti-konflikta-s-ssha/.

7. tass. Strategic concept and counteraction to China. What decisions were made at the NATO summit. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11647811.

8. Scott W. Harold, Nathan Beuchamp-Mustafaga, Soo Kim. Assessing the prospects of great power cooperation in the Indo-Pacific // RAND Cooperation, Research report – 2023. URL: https://vk.com/doc95160157_657229405?hash=xZj8WNF0JzzMmm

9. Biden and UK to help Australia acquire nuclear-powered submarines in new pushback on China // CNN. 16.09.2021. URL: https://edition.cnn.com/2021/09/15/politics/us-uk-australia-nuclear-powered-submarines/index.html.

10. The Chicago Council on Global Affairs. Republicans, Democrats Split on Increasing US Defense Budget. URL: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/republicans-democrats-split-increasing-us-defense-budget.

11. The Wall Street Journal. How Beijing Boxed America Out of the South China Sea. URL: https://www.wsj.com/articles/china-boxed-america-out-of-south-china-sea-military-d2833768?mod=hp_lead_pos7.

Система Orphus

Loading...
Up