International scientific cooperation between Finland and Canada in the Arctic

 
PIIS0026868-4-1
DOI10.18254/S241328880026868-8
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Affiliation: Lobachevsky National Research Nizhny Novgorod State University
Address: Russian Federation,
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Pages56-63
Abstract

The article examines international scientific and educational cooperation in the Arctic on the example of partnerships between Canada and Finland. Based on the Arctic strategies of the states, the implemented initiatives are considered, and a conclusion is made about the results of cooperation between countries in the regional and global perspective.

KeywordsArctic, international scientific cooperation, Canada, Finland, Arctic Council.
Received08.09.2023
Publication date03.10.2023
Number of characters14139
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На сегодняшний день наблюдается заметное увеличение интереса к Арктике, в силу смещения центра геополитики на север, из-за чего обостряется борьба за регион1. Разграничение территории, особая культурно-историческая составляющая, биоразнообразие и экосистемы, районы разработки ископаемых ресурсов, транспортные пути – эти и многие другие вопросы становятся все более актуальными, специфику Арктики анализируют и изучают специалисты разных научных направлений и дисциплин. Арктика представляет собой многообещающую коммуникационную зону, которая способствует обеспечению и укреплению партнерства между странами посредством научной дипломатии. Так, исследования изменения климата Арктики могут привлекать ученых из множества стран и даже представителей коренных народов, которых ценят за их «традиционные знания». Результаты таких работ побуждают правительства арктических и неарктических государств обратить больше внимания на регион2. Международное научное сотрудничество может стать ключевым фактором в создании проектов, проведении совместных исследований, формировании международных образовательных программ, при организации которых странам необходимо учитывать геополитические, правовые и социально-исторические особенности региона. Одной из ведущих форм реализации взаимодействия стран служит Арктический Совет – межправительственный форум арктических государств: Канады, Королевства Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединённых Штатов Америки. Страны реализуют совместную деятельность по общим арктическим вопросам, в частности по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды региона. Функционирование Совета ведется в шести рабочих группах: группа по борьбе с загрязнением Арктики (ACAP); группа арктического мониторинга и оценки (AMAP); группа сохранения арктической флоры и фауны (CAFF); группа предотвращения чрезвычайных ситуаций (EPPR); группа охраны арктической морской среды (PAME); группа по устойчивому развитию (SDWG)3. Представляющим интерес для исследования является сравнение подходов к Арктическому региону Канады и Финляндии, как географически удаленных, но схожих по условиям и проблематике стран. В Основах политики в Арктике и Севере Канады закрепляются основные направления деятельности в регионе: повышение уровня жизни канадских арктических и северных коренных народов; укрепление инфраструктуры, устраняющее разрывы с другими регионами Канады; усиление местной и региональной экономики; устранение пробелов в знаниях об Арктике и ряд других4. Реализации поставленных целей способствуют различные учреждения, такие как Арктический Совет, Национальный исследовательский совет Канады (NRC), агентство «Полярные знания Канады» (POLAR), сеть центров ArcticNet и прочие5. Отличительной особенностью региона является высокая доля коренных жителей в населении, куда входят инуиты, гвичины, юпики и др. Из-за этого одним из наиболее приоритетных треков научно-исследовательской деятельности являются проблемы северных и арктических народов, которые сталкиваются с целым рядом затруднений в области продовольствия и воды, жилья, здоровья. Предоставление медицинских услуг затруднено из-за отсутствия инфраструктуры и подготовленных специалистов, к тому же, пандемия Covid-19 усугубила уже существующие проблемы. Для решения данных вопросов Канада в составе группы SDWG Арктического совета принимала участие в тематическом исследовании по оценке положительных и отрицательных социальных последствий в арктических сообществах6. Помимо проведения масштабных исследований, правительство Канады сотрудничает с большим количеством учебных заведений и совместно с ними организует образовательные программы по различным направлениям, в частности, по объединению и анализу знаний коренного населения7. Поддержание достойных условий жизни арктического населения невозможно без укрепления существующей инфраструктуры и ее улучшения: создание транспортных сетей, обновление портового, железнодорожного оборудования и тд. В то же время, создание производственных и инфраструктурных объектов - весьма долговременный и высокозатратный процесс, что является серьезным сдерживающим фактором интенсивного развития арктических регионов8. Однако, благодаря инвестиционному партнерству стран реализация проектов становится возможна. Так, агентство POLAR – за период 2017-2019 года профинансировало несколько крупных проектов, среди которых многоцелевая энергетическая модернизация племени гвичинов9. Схожие стремления можно наблюдать в стратегии другого арктического государства – Финляндии. Смягчение последствий изменения климата и адаптация, содействие благосостоянию и правам саамов как коренного народа, инфраструктура и логистика: все это способствует достижению поставленной цели – «мирный арктический регион, отмеченный конструктивным сотрудничеством»10. Ее достижению способствует активная деятельность Финляндии в Арктическом Совете, а также созданные внутри государства исследовательские центры и образовательные учреждения, такие как Академия Финляндии, Университет Лапландии и ряд других. Для достижения поставленных целей Академией Финляндии была организована программа ARKTIKO, направленная на изучение и понимание факторов изменений, влияющих на развитие арктического региона, процесс трансформации и динамику изменений. Программа способствовала укреплению лидирующих позиций финских арктических исследований в международных рейтингах и способствовала выявлению новых направлений исследований и, следовательно, новых решений. ARKTIKO не ограничилась деятельностью лишь в пределах Финляндии, но и включила в себя 20 международных проектов, в числе которых совместная инициатива стран Европейского союза – «Объединение знаний о климате для Европы»11. Ярким примером привлечения внимания молодого поколения к Арктическому региону служит Университет Лапландии. Благодаря сотрудничеству с образовательными центрами со всего мира осуществляется академическая мобильность студентов, которая направлена на распространение знаний об устойчивом развитии Арктики. В Арктическом Центре университета за годы его существования было реализовано более 200 проектов по арктической антропологии, управлении, политической экономии и экологии, что отвечает направлениям арктической стратегии12. Подчеркивая значимость международного арктического сотрудничества, стоит сказать о партнерстве Канады и Финляндии в регионе. Проанализировав арктические стратегии двух государств, можно сделать вывод о том, что направления деятельности обеих стран пересекаются и имеют под собой общие основания и цели. В качестве сквозных тем всего арктического сотрудничества Финляндия подчёркивает необходимость соблюдения принципов устойчивого развития, гендерного равенства и отсутствия дискриминации – те же положения наблюдаются в политике Канады. Такая схожесть позиций обуславливается тесными связями и общими ценностями государств. Эти две страны имеют много общего как северные парламентские демократии с похожей географией, климатом, природными ресурсами и экономикой, основанной на технологиях. Двусторонние коммерческие отношения Канады с Финляндией заключаются в основном в партнерстве и инвестициях в области науки, технологий и инноваций, в частности, в Арктике. Сотрудничество осуществляется преимущественно через Арктический совет, где страны участвуют в реализации научно-исследовательских и прикладных проектов13. Большая часть совместной деятельности связана с проблемами коренного населения обоих государств. Так, проект «Одна Арктика, одно здоровье II» позволяет более глубокое понимать последствия воздействия климатических условий на организм человека, а также направлена на снижение рисков для здоровья населения14. Не менее значимым является проект CREATES, поднимающий вопросы о ментальных проблемах, с которыми сталкиваются жители региона, а также затрагивающий тему чрезмерно высокого уровня самоубийств среди населения. Так, средний показатель смертности от самоубийств в Канаде за 2018 и 2019 г. составлял 10,3 и 12,1 случай соответственно (на 100 000 человек)15, в Финляндии – 14, 6 и 1416. Усугубление ситуации произошло с началом пандемии Covid-19 - миллионы людей по всему миру оказались в самоизоляции, из-за чего число самоубийств увеличилось, в особенности коренного населения. Можно заключить, что проекты предотвращения самоубийств – крайне актуальны и необходимы. Совместными усилиями Канады и Финляндии был принят ряд мер по укреплению психического здоровья среди молодежи и сообществ коренных народов Арктики17. Стоит отметить, что в сотрудничестве в Арктике Канада и Финляндия крайне заинтересованы, ведь преимущества от взаимодействия существенны как в региональном, так и в глобальном масштабе. Во-первых, это разработка инновационных технологий для использования природных ресурсов Арктики. Обладая огромным потенциалом технологического развития, Канада в сотрудничестве с Финляндией сможет создать новые и развить уже имеющиеся возможности добычи полезных ископаемых в Арктическом регионе. В 2022 году Национальный исследовательский совет Канады в партнерстве с Финляндией объявили о запуске совместных проектов исследований и разработок в рамках кластера ITEA Eureka.18, в котором уже реализуется канадский проект Canatec, работающий с арктическими оффшорными нефтяными компаниями19. Во-вторых, усиление сотрудничества в Арктике может способствовать созданию более мощной и развитой инфраструктуры, которая обладает лучшей технологической базой и талантливыми научными работниками, что увеличит потенциал региона. В-третьих, научное сотрудничество может помочь в улучшении жизненных условий коренных народов Арктики, через разработку научных исследований, которые помогут решить проблемы, связанные с экологией, здравоохранением и образованием. В-четвертых, международное сотрудничество может помочь в обеспечении стабильности в Арктике, благодаря более глубокому сотрудничеству, учету интересов коренных народов и соблюдению международных норм, которые обеспечивают экологическую безопасность и уважение культурных и традиционных ценностей региона. Важно заметить, что сотрудничество стран в Арктике может работать в обоих направлениях: оно может приводить к конкуренции и напряженности, но также может содействовать международному сотрудничеству и улучшать отношения между странами. Чтобы достичь продуктивного сотрудничества, странам необходимо обмениваться знаниями и научными исследованиями, чтобы получить более глубокое понимание региона и внести свой вклад в сохранение экосистемы Арктики. Таким образом, Арктика — это регион, обладающий множеством проблем, которые не всегда связаны с политическими или экономическими вопросами. Арктику можно рассматривать в качестве уникального экосистемного объекта, который заслуживает уважения и охраны. Будущее региона будет зависеть от того, сможет ли человечество научиться более уважительно относиться к природным и социально-историческим факторам, которые являются не только источником ценных ресурсов, но также представляет ценность само по себе, и нуждается в сохранении. 1. Никитенкова, М. А. Научная дипломатия в Арктике: прикладные исследования, научно-технические программы, развитие инфраструктуры / М. А. Никитенкова // Россия и Канада: возможности для сотрудничества : Сборник научных материалов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 83-95. – EDN QDYFZM.

2. Byers, M. (2017). Crises and international cooperation: an Arctic case study. International Relations, 31(4), С.375–402.

3. Рабочие группы / Арктический Совет - официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 10.05.2023).

4. Основы политики в Арктике и Севере / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

5. Полярные исследования и проекты / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

6. Проект «COVID-19 в докладе об оценке Арктике» / Рабочая группа Арктического совета – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 13.05.2023).

7. Список финансируемых проектов POLAR на 2017-2019 гг. / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

8. Половинкин В.Н., Симонов Ю.А. Инновационный подход к дальнейшему развитию инфраструктурных объектов в Арктике и Арктической зоне // Инновации. 2018. №11 (241). URL: >>>> (дата обращения: 12.05.2023).

9. Список финансируемых проектов POLAR на 2017-2019 гг. / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

10. Стратегия Финляндии в отношении арктической политики / Канцелярия премьер-министра Финляндии –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 10.05.2023)

11. Программа ARKTIKO 2014-2020 / Академия Финляндии –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 11.05.2023)

12. Арктический Центр / Университет Лапландии – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 08.05.2023)

13. Канадско-финляндские отношения / Правительство Канады – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 08.05.2023)

14. Проект «Одна Арктика, одно здоровье II» / Рабочая группа Арктического совета – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 13.05.2023).

15. Федеральная система предотвращения самоубийств/ Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 16.05.2023)

16. Причины смерти – 2019 / Статистика Финляндия – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения (16.05.2023)

17. Проект «Циркумполярная устойчивость, вовлечение и действие через историю (CREATES)» / Арктический совет – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>>

18. Поддержка технологических инноваций / Правительство Канады – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 14.05.2023)

19. Проект «Canatec» / ITEA – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения14.05.2023)

views: 121

Readers community rating: votes 0

1. Nikitenkova, M. A. Nauchnaya diplomatiya v Arktike: prikladnye issledovaniya, nauchno-tekhnicheskie programmy, razvitie infrastruktury / M. A. Nikitenkova. – Tekst : neposredstvennyj // Rossiya i Kanada: vozmozhnosti dlya sotrudnichestva : sbornik nauchnykh materialov. – Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ehkonomicheskij universitet, 2020. – S. 83-95. – EDN QDYFZM.

2. Byers, M. Crises and international cooperation: an Arctic case study / M. Byers. – Tekst : neposredstvennyj // International Relations. – 2017. – № 31 (4). – Pp. 375-402.

3. Working group. – Tekst : ehlektronnyj / Arctic Council : [ofits. sajt]. – URL: https://arctic-council.org/about/working-groups/ (data obrascheniya: 10.05.2023).

4. Arctic and Northern Policy Framework. – Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587#s7 (data obrascheniya: 12.05.2023).

5. Polar research and project. – Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://www.canada.ca/en/polar-knowledge/advancingpolarknowledge.html (data obrascheniya: 12.05.2023).

6. COVID-19 in the Arctic Assessment Report. – Tekst : ehlektronnyj / Arctic council working group : [ofits. sajt]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/covid-19-in-the-arctic-assessment-report/ (data obrascheniya: 13.05.2023).

7. 2017-2019 POLAR Funded Projects List. – Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://www.canada.ca/en/polar-knowledge/advancingpolarknowledge/projects-funded-2017-2019.html (data obrascheniya: 12.05.2023).

8. Polovinkin, V. N. Innovatsionnyj podkhod k dal'nejshemu razvitiyu infrastrukturnykh ob'ektov v Arktike i Arkticheskoj zone / V. N. Polovinkin, Yu. A. Simonov // Innovatsii. – 2018. – №11 (241). – S. 77-84. – Tekst : ehlektronnyj // KiberLeninka : nauchnaya ehlektronnaya biblioteka. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-dalneyshemu-razvitiyu-infrastrukturnyh-obektov-v-arktike-i-arkticheskoy-zone (data obrascheniya: 12.05.2023).

9. Finland’s Strategy for Arctic Policy. ¬– Tekst : ehlektronnyj / Prime minister’s office : [ofits. sajt]. – URL: https://vnk.fi/en/arctic-issues/finland-s-strategy-for-arctic-policy (data obrascheniya: 10.05.2023).

10. Arctic Academy Programme (ARKTIKO) 2014-2020. – Tekst : ehlektronnyj / Academy of Finland : [ofits. sajt]. – URL: https://www.aka.fi/en/research-funding/programmes-and-other-funding-schemes/academy-programmes/alasivut/academy-programmes-under-evaluation/arctic-academy-programme-arktiko-2014-2020/ (data obrascheniya: 11.05.2023).

11. Arctic Centre. – Tekst : ehlektronnyj / University of Lapland : [ofits. sajt]. – URL: https://research.ulapland.fi/en/organisations/arktinen-keskus (data obrascheniya: 08.05.2023).

12. Canada-Finland relations. – Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://www.international.gc.ca/country-pays/finland-finlande/relations.aspx?lang=eng (data obrascheniya: 08.05.2023).

13. One Arctic, One health II. – Tekst : ehlektronnyj / Arctic council working group : [ofits. sajt]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/one-arctic-one-health-ii/ (data obrascheniya: 13.05.2023).

14. The Federal Framework for Suicide Prevention – Progress Report 2020. ¬¬¬– Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://www.canada.ca/en/public-health/services/publications/healthy-living/2020-progress-report-federal-framework-suicide-prevention.html#a3 (data obrascheniya: 16.05.2023).

15. Causes of death. – Tekst : ehlektronnyj / Statistics Finland : [ofits. sajt]. – URL: https://www.stat.fi/til/ksyyt/2019/ksyyt_2019_2020-12-14_kat_007_en.html#:~:text=In%202019%2C%20a%20total%20of,of%20suicides%20has%20decreased%20again (data obrascheniya: 16.05.2023).

16. Circumpolar resilience, engagement & action through story (creates). – Tekst : ehlektronnyj / Arctic Council : [ofits. sajt]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/circumpolar-resilience-engagement-action-through-story-creates/ (data obrascheniya: 13.05.2023).

17. Canadian software innovation partnering mission to ITEA PO Days in Finland – September 12-16, 2022. – Tekst : ehlektronnyj / Government of Canada : [ofits. sajt]. – URL: https://nrc.canada.ca/en/irap/about/international/?action=view&id=115 (data obrascheniya: 14.05.2023).

18. Canatec. – Tekst : ehlektronnyj / ITEA : [ofits. sajt]. – URL: https://itea4.org/organisation/canatec.html (data obrascheniya: 14.05.2023).

Система Orphus

Loading...
Up