Economic relations between the PRC and the DPRK against the background of the Korean peninsula nuclear problem

 
PIIS241328880026857-6-1
DOI10.18254/S241328880026857-6
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Affiliation: National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod, 23 Gagarin Avenue
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Pages22-30
Abstract

The degree of China's cooperation with the DPRK in the context of nuclear disarmament of the Korean peninsula is assessed in different ways. On the one hand, China supported the adoption of resolutions condemning the DPRK's nuclear tests in the UN Security Council. On the other hand, researchers argue that China must show greater commitment to the policy of deterring the DPRK. 

The paper examines the main aspects of China-DPRK economic cooperation, China's position on the denuclearization of the Korean peninsula, as well as the perks and challenges of supporting sanctions against the DPRK.

KeywordsChina, North Korea, nuclear disarmament, sanctions, economy, the PRC, the DPRK, denuclearisation
Received01.10.2023
Publication date03.10.2023
Number of characters13141
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Денуклеаризация Корейского полуострова — важный вопрос, урегулирование которого происходит в течение долгого времени. Наличие у Северной Кореи ядерного оружия ставит под угрозу безопасность, как на Корейском полуострове, так и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Степень сотрудничества Китая с КНДР оценивается по-разному. С одной стороны, Китай поддерживал принятие всех резолюций, осуждающих ядерные испытания КНДР в Совете Безопасности ООН. С другой стороны, существует мнение, что действий КНР было недостаточно и Китай должен проявить большую приверженность политике сдерживания ядерных амбиций Северной Кореи.

С 2006 года Китай поддерживал принятие резолюций ООН, которые вводили экономические и коммерческие санкции в отношении Северной Кореи, такие как временное закрытие нефтепроводов в Северную Корею, закрытие подозрительных банковских счетов в банках Китая, создание списка запрещенных к экспорту и импорту товаров, усиление наблюдения в районе порта Далянь, который, предположительно, является основным портом ввоза контрабанды.

Более того, в 2016 г. Народно-освободительная армия Китая увеличила численность войск в граничащих с КНДР районах, а 20 февраля 2017 г. Министерство коммерции КНР заявило, что в соответствии с резолюцией СБ ООН 2321 Китай приостанавливает импорт угля из КНДР.1

Вместе с тем Китай выступает против военного вмешательства и призывает к проведению мирных переговоров, заявляя, что «санкции не должны вмешиваться в жизни гражданского населения Северной Кореи, а также в вопросы гуманитарной поддержки».2

Кроме того, Китай осудил введение санкций какой-либо одной страной. Односторонние санкции США, основанные на их собственных законах, рассматриваются китайцами не только как ухудшение ситуации на Корейском полуострове, но и как посягательство на суверенитет КНДР, а также второстепенных стран (прежде всего самого Китая).3

КНР видит в поддержке денуклеаризации Корейского полуострова ряд преимуществ, способствующих продвижению интересов Китая на мировой арене.

Во-первых, обладание Китаем ядерным оружием признается и принимается международным сообществом. Это дает Китаю стимул не допустить превращения другого государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ядерную державу, чтобы сохранить собственную силу.

Во-вторых, сотрудничество с международным сообществом способствовало улучшению национального имиджа Китая. Теперь Китай позиционирует себя как великую державу, приверженную режиму нераспространения ядерного оружия.

В-третьих, со второй половины 1990-х годов Китай начал расширять свои интересы и влияние в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, что привело к усилению дискурса о “китайской угрозе” и укреплению американо-японского военного союза. Это отрицательным образом сказывалось на репутации КНР, поэтому открытая поддержка другого конфликтного государства могла еще больше усугубить ситуацию.4

Тем не менее очевиден тот факт, что Китай не может однозначно поддерживать международные санкции в отношении КНДР, так как существует ряд угроз для безопасности и экономической стабильности КНР в случае изменения ситуации на Корейском полуострове.

Прежде всего, Китай относится к международным санкциям в отношении Северной Кореи с определенной осторожностью. Китай особенно настороженно относится к тому, что США используют санкции в отношении Северной Кореи как средство расширения своего влияния в регионе и противодействия росту Китая. Другими словами, решение ядерной проблемы Северной Кореи может оправдать более тесное военное сотрудничество между США и их союзниками.

Так, торговые ограничения в отношении Республики Корея, вызванные развертыванием системы ПРО THAAD на Корейском полуострове вскоре после ядерных испытаний КНДР, указывают на то, что Китай считает более приоритетным обезопасить себя от влияния союзников США, нежели от ядерной угрозы Северной Кореи.5

Также Китай опасается, что усиление санкционного давления, может привести к краху режима или внутренним потрясениям в Северной Корее. В таком случае Китай столкнется с притоком большого числа беженцев, что неизбежно приведет к социальной нестабильности в северо-восточных регионах Китая, где проживает много этнических корейцев.6

Даже принимая во внимание тот факт, что КНР официально соблюдает все санкции ООН, она все еще является главным торговым партнером КНДР. Именно поэтому Китаю невыгодно еще большее усиление давления на Северную Корею со стороны ООН, так как стабильность режима в КНДР находится в зависимости от Китая. Снижение торгового оборота между двумя странами может оказать катастрофически негативное влияние на экономику КНДР.7

Влияние ограничения торговли с Северной Кореей на экономику Китая в целом незначительно, учитывая её размеры. Однако для китайских регионов и компаний, граничащих с Северной Кореей, это не так. Северная Корея является главным торговым партнером для провинции Цзилинь. Экономическая ситуация в трех северо-восточных провинциях Китая - Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян ухудшилась после введения санкций. В случае с этими провинциями торговля с Северной Кореей напрямую влияет на их благосостояние.8

Всё это в совокупности является причинами, по которым Китай не придерживается санкций со всей возможной строгостью.

Официальная позиция КНДР по отношению к Китаю является более чем позитивной. Ким Чен Ын неоднократно высказывал поддержку китайскому руководству и соблюдал дипломатические традиции: посещение мемориалов китайским солдатам, принимавшим участие в Корейской войне и др. В одном из посланий Си Цзинь Пину Ким Чен Ын заявил, что “Северная Корея и Китай защищают и продвигают социализм, одновременно с этим “противодействуя неприкрытой враждебной политике и военной угрозе со стороны США и стран союзников” путем укрепления стратегического сотрудничества и единства.”9

Также, официальные СМИ довольно часто публикуют статьи, содержащие подобные формулировки: “близость и подлинная товарищеская дружба между лидерами двух партий и двух стран служат движущей силой, благодаря которой дружба между КНДР и Китаем динамично развивается несмотря на любые изменения ситуации и вызовы.”10

Одновременно с этим северокорейский лидер не стремится идеализировать дружбу и партнерство КНР и КНДР, более вероятно, что он руководствуется прагматическими интересами, обеспечивая поддержку своей экономики и режима извне.

Что касается статистических данных по торговому обмену между Китаем и КНР, согласно данным Корейского института развития (Korea Development Institute) в период с января по ноябрь 2019 г. объем торговли между Северной Кореей и Китаем вырос до 2,52 млрд долл., что, однако, составляет только 44% от объема 2016 г. (5,8 млрд долл.)

Экспорт Северной Кореи в Китай за 2019 г. (январь-ноябрь) практически не изменился и составил 193 млн долл. по сравнению с 195 млн долл. в предыдущем году, что примерно на 92,7% меньше, чем 2,63 млрд долл. в 2016 г.

Следует отметить, что даже в 1998 г. экспорт Северной Кореи в Китай составлял 330 млн долл., что значительно превышает показатель 2019 г. Такое резкое снижение началось после введения жестких санкций в отношении КНДР Советом Безопасности ООН в 2016 г.11

В 2000 г. товарооборот между КНР и КНДР составил 490 млн долл. Из них 450 млн пришлось на китайский экспорт в Северную Корею — в основном продукты питания, уголь, нефтепродукты, химические удобрения. 12

Более того, с начала 2000-х гг. в условиях глобализации и закрытости северокорейской экономики зависимость Пхеньяна от Пекина стала стремительно увеличиваться, китайские бизнесмены стали активно проникать на рынок КНДР и инвестировать в совместные предприятия.13

Долгое время Китай был крайне важным, но все же не главным торговым партнером КНДР, соперничая за данный статус с Республикой Корея. Однако в 2016 г. после проведения ядерных и ракетных испытаний КНДР Южная Корея решила закрыть Кэсонский промышленный комплекс — совместное предприятие двух корейских государств, заморозив последний канал сотрудничества с Севером. После этого неизбежно главным экономическим партнером КНДР стал Китай, доля которого во внешнем товарообороте Северной Кореи выросла до 90 %.14

Говоря о различных оценках северокорейской экономики, стоит отметить, что в начале 2010-х был отмечен рост ВВП КНДР.

Согласно данным Банка Кореи, в 2011— 2013 гг. объем ВВП КНДР увеличивался: 0,8 % в 2011 г., 1,3 % в 2012 г. и 1,1 % — 2013 г.15

По оценкам KOTRA (РК), с 2011 по 2013 г. внешний экспортно-импортный обмен Северной Кореи увеличился на 16 % — с 6,33 млрд долл. до 7,34 млрд долл. (без учета межкорейской торговли). Экспорт вырос с 2,79 млрд до 3,22 млрд долл. (15 %), а импорт — с 3,57 млрд до 4,13 млрд долл. (17 %).16

Однако, после введения санкций ООН в отношении КНДР экономическая ситуация в стране, безусловно, ухудшилась.

В 2017 г. ВВП Северной Кореи снизился на 3,5%, что стало самым низким темпом роста с 1997 года.

Объем внешней торговли Северной Кореи (без учета товарооборота между Северной и Южной Кореей) в 2017 году составил 5,55 млрд долл., что на 15% меньше по сравнению с 6,53 млрд долл. в 2016 г.

Экспорт составил 1,77 млрд долл., что на 37,2% меньше, чем годом ранее. Больше всего пострадала отрасль промышленного экспорта. Продажа продуктов минерального происхождения снизилась на 55,7%.17

Таким образом, взаимодействие КНР и КНДР присутствует в значительном объеме даже несмотря на введение международных санкций (в том числе в нелегальной форме). Китай рассматривает КНДР как партнера для развития трех северо-восточных провинций, а также как импортера ресурсов и дешевой рабочей силы, насколько это возможно в рамках санкционной политики СБ ООН.

Несмотря на неоднозначность собственной позиции по вопросу ядерного разоружения Корейского полуострова, современный Китай стремится всё больше инвестировать в региональную стабильность. С этой точки зрения наиболее рациональным курсом действий является предотвращение нестабильности и кризиса в Северной Корее посредством сохранения торгово-экономических отношений для поддержки государственного режима КНДР, а также недопущение усиления влияния США на Корейском полуострове. КНР также призывает международное сообщество к «разумному» давлению на Северную Корею, чтобы избежать гуманитарной катастрофы.

1. Lee, K. Cooperation and Limitations of China's Sanctions on North Korea / K. Lee, J. Kim. – Текст : непосредственный // North Korean Review. – 2017. – V. 13. – № 1. – P. 31.

2. Foreign Ministry Spokesperson Hong Lei's Regular Press Conference on March 3, 2016. – Текст : электронный // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China : [офиц. сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 17.02.2023).

3. Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on September 29, 2016. – Текст : электронный // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China : [офиц. сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 17.02.2023).

4. Goldstein, A. The Diplomatic Face of China’s Grand Strategy: A Rising Power's Emerging Choice / A. Goldstein. – Текст : непосредственный // The China Quarterly. – 2001. – V. 168. – Pp. 838-839.

5. China opposes U.S. deployment of THAAD anti-missile system. – Текст : электронный // Reuters : [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 17.02.2023).

6. Glaser, B. Keeping an Eye on an Unruly Neighbor: USIP and CSIS Joint Working Paper / Bonnie Glaser, Scott Snyder, John S. Park. – Washington, D.C. : United States Institute of Peace, 2007. – Pp 14-15. – Текст : непосредственный.

7. Duchatel, M. Tactical Pause in China’s Economic Engagement with North Korea / M. Duchatel. – Текст : непосредственный // China Brief. – 2014. – № 14 (9). – P. 9.

8. Lee K., Kim J. Cooperation and Limitations of China's Sanctions on North Korea… P. 38.

9. North Korea’s Kim Jong-un congratulates China on Beijing Olympics, says together they will frustrate US threats. – Текст : электронный // South China Morning Post : [сайт]. – 2022. – URL: >>>> (дата обращения: 23.07.2023).

10. 조중친선의력사와전통은대를이어빛날것이라고강조. – Текст : электронный // 조선중앙통신 : [сайт]. – 2023. – URL: >>>> (дата обращения: 23.07.2023).

11. Lee, S. 2019 The DPRK Economic outlook / S. Lee, S. Lee, H. Jeong [и тд]. – Sejong : Korea Development Institute, 2020. – P. 82. – Текст : непосредственный.

12. Асмолов, К. В. КНР и государства Корейского полуострова / К. В. Асмолов. – Текст : непосредственный // КНДР и РК – 70 лет. – 2018. – C. 104.

13. Захарова, Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности / Л. В. Захарова. – Москва : ИДВ РАН, 2014. – C. 189. – ISBN 978-5-8381-0279-9. – Текст : непосредственный.

14. Захарова, Л. В. Внешнеэкономическое сотрудничество и его значение для экономики КНДР / Л. В. Захарова. – Текст : непосредственный // КНДР и РК – 70 лет. – 2018. – C. 167.

15. 2013년 북한경제성장률추정결과. – Текст : электронный // 한국은행보도자료 : [сайт]. – 2013. – URL: >>>> (дата обращения: 18.02.2023).

16. 2013년 북한대외무역동향. – Текст : электронный // KOTRA 자료 : [сайт]. – 2013. – URL: >>>> (дата обращения: 18.02.2023)

17. 2017년 북한경제성장률추정결과. – Текст : электронный // 한국은행보도자료 : [сайт]. – 2017. URL: >>>> (дата обращения: 18.02.2023).

views: 113

Readers community rating: votes 0

1. Asmolov, K. V. KNR i gosudarstva Korejskogo poluostrova / K. V. Asmolov // KNDR i RK — 70 let. — M., 2018. - C.101-115

2. China opposes U.S. deployment of THAAD anti-missile system // Reuters. - 2017. - March 7 [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 17.02.2023).

3. Duchatel, M. Tactical Pause in China’s Economic Engagement with North Korea / Mathieu Duchatel // China Brief. - 2014. - № 14(9). - P.9-12.

4. Foreign Ministry Spokesperson Geng Shuang's Regular Press Conference on September 29, 2016 // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China: official website [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 17.02.2023).

5. Foreign Ministry Spokesperson Hong Lei's Regular Press Conference on March 3, 2016 // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China: official website [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 17.02.2023).

6. Glaser, B. Snyder, S., Park, J. S. Keeping an Eye on an Unruly Neighbor: USIP and CSIS Joint Working Paper / Bonnie Glaser, Scott Snyder, John S. Park. - Washington, D.C.: United States Institute of Peace, 2007. - 26 p. 

7. Goldstein, A. The Diplomatic Face of China’s Grand Strategy: A Rising Power's Emerging Choice / Avery Goldstein // The China Quarterly. - 2001. - P.835 –864.

8. Lee, K., Kim, J. Cooperation and Limitations of China's Sanctions on North Korea / Kihyun Lee, Jangho Kim // North Korean Review. - 2017. - Vol. 13, No. 1. - P.28-44.

9. Lee, S. 2019 The DPRK Economic outlook / Suk Lee, Seokgi Lee, Hyung-gon Jeong [et al]. - Sejong: Korea Development Institute, 2020. - 214 p. 

10. North Korea’s Kim Jong-un congratulates China on Beijing Olympics, says together they will frustrate US threats // South China Morning Post. - 2022. - February 22 [Electronic resource].URL: >>>> (accessed: 23.07.2023)

11. Zakharova, L. V. Mezhkorejskie ehkonomicheskie otnosheniya: ot istokov do covremennosti / L. V. Zakharova. – M.: IDV RAN, 2014. – 250 s. 

12. Zakharova, L.V. Vneshneehkonomicheskoe sotrudnichestvo i ego znachenie dlya ehkonomiki KNDR / L.V. Zakharova // KNDR i RK — 70 let. — M., 2018. - C.164 – 177 

13. 2013년 북한 경제성장률 추정 결과 // 한국은행 보도자료. - 8 r. [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 18.02.2023). 

14. 2013년 북한 대외무역동향 // KOTRA 자료 14-017 [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 18.02.2023). 

15. 2017년 북한 경제성장률 추정 결과 // 한국은행 보도자료 [Electronic resource]. URL: >>>> 보도자료 -2017 년 _ 북한 _ 경제성장률 _ 추정 _ 결과 .pdf (accessed: 18.02.2023).

16. 조중친선의 력사와 전통은 대를 이어 빛날것이라고 강조 // 조선중앙통신. - 2023. - 6월 2일 [Electronic resource]. URL: >>>> (accessed: 23.07.2023)

Система Orphus

Loading...
Up