School textbooks and curriculum in Japan in the first decade after the end of the occupation period

 
PIIS241328880021196-9-1
DOI10.18254/S241328880021196-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow City University
Address: Russian Federation, Москва
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Pages47-56
Abstract

 

After World War II, large-scale reforms were carried out in Japan, the purpose of which, as set by the Supreme Commander for the Allied Powers, was the democratization of the country. The reforms of the education system consisted of its decentralization and increasing access to education. However, a number of innovations introduced were not supported by conservative politicians who actively promoted initiatives to revise the laws of the occupation period in the first decade after its end. The pretext was the inefficiency, according to traditionalists, of the activities of a number of new bodies created to implement the tasks of the reforms. This article is devoted to one of the important directions of conservative reorganizations – reforms of school textbooks' content and textbook authorization system. In this paper, the establishment of the monopoly of the Ministry of Education on the authorization of school textbooks in the context of the growing centralization of the education system will be considered, the issue of implementation of governmental censorship of textbook contents will be raised, and its consequences will be described.

 

 

Keywordshistory of education, Japan, reforms, textbooks, curriculum
AcknowledgmentI would like to express my gratitude to my supervisor Grishachev Sergey Viktorovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at HSE University, for valuable recommendations on the contents of the study and assistance in editing the article.
Received02.11.2022
Publication date05.11.2022
Number of characters27659
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В ходе преобразований периода оккупации Японии (1945 – 1951 гг.) Штаб оккупационных войск особое внимание уделял реформам системы образования. Их главными достижениями стали ее децентрализация и повышение доступности получения образования любого уровня для граждан всех категорий. Однако не всех устраивали результаты проведенных реформ. В 1950-х гг. консерваторы предпринимали попытки пересмотреть законы, изданные в период оккупации. Они стремились к установлению более централизированного контроля, полагая, что такая система больше подойдет к японским реалиям. Помимо этого, в 1950-х гг. обсуждалась идея о необходимости возвращения в школу воспитания в духе дискредитированных в период оккупации традиционных моральных ценностей, таких как верность родине и сыновняя почтительность. Консерваторы же считали, что сами по себе идеи патриотизма и сыновней почтительности не несут в себе милитаристского подтекста. Леволиберальные силы, напротив, выступали категорически против любых инициатив, связанных с внедрением традиционной морали в образовательный процесс, полагая, что это приведет к возврату, хотя бы и частичному, довоенного милитаристского духа.
2 Именно результаты преобразований периода оккупации и консервативные контрреформы после ее окончания заложили основы современной системы образования Японии. Воспитание нового поколения граждан, в свою очередь, значительно повлияло на все сферы жизни общества, потому изучение истории образования и просвещения крайне важно. Для наиболее полной реконструкции процесса преобразования системы просвещения 1950-х гг. необходимо подробнее изучить один из наиболее важных его аспектов – реформы учебных пособий. Его освещению и посвящена настоящая работа.
3

Утверждение учебных пособий. В первую очередь рассмотрим вопросы утверждения школьных учебников. В Законе о школьном образовании (Гакко: кё:ику хо:, 学校教育法) 1947 года говорилось о том, что учебные пособия должны проходить проверку и утверждаться «надзорным органом»1. Этим органом должны были стать местные советы по вопросам образования, выбор членов которых, по настоятельным требованиям отдела гражданской информации и образования при Штабе оккупационных войск, должен был проводиться путем народного голосования. Однако консерваторы считали, что децентрализованное утверждение учебников создает множество экономических, технических и педагогических проблем2. Поэтому в 1953 году были приняты поправки к Закону о школьном образовании, в соответствии с которым в статьях об утверждении учебников начальной и средней школы «надзорный орган» заменялся «министерством образования»3. В результате утверждение учебных пособий стало исключительным правом министерства образования. Однако министерство образования не было готово к новой нагрузке. Существовавшие комиссии не успевали как следует проверить огромное количество учебников, в связи с чем пособия выходили с ошибками и опечатками4. Кроме того, правящая Либерально-Демократическая партия встретилась с еще одной проблемой – преобладанием леволиберальных сил в местных советах по вопросам образования. В задачи этих органов входила реализация образовательной политики на префектурном и муниципальном уровнях. Дело в том, что на избирательную кампанию в эти советы требовались финансовые средства. Большинство граждан не могло себе позволить такие вложения, однако леволиберальное Объединение учителей Японии (Нихон кё:сёкуин кумиай, 日本教職員組合) оказывало финансовую поддержку своим кандидатам. В результате деятельность местных советов по вопросам образования, в которых количество членов Объединения учителей преобладало, нередко принимала, по мнению власти, пропагандистский характер. В частности, нередко предпринимались попытки утвердить в качестве учебных пособий литературу левого толка5. Подобное не осталось без внимания консерваторов. В 1955 году была опубликована брошюра под заголовком «Прискорбные проблемы учебников» (Урэубэки кё:касё но мондай, 憂うべき教科書の問題). Брошюра критиковала ряд школьных учебников по причинам: поддержки Объединения учителей и его деятельности; высказываний о бедности японских трудящихся и поощрения движений рабочих; восхваления СССР и КНР; коммунистической пропаганды. Похожие атаки проводились и после6.

1. Гакко: кё:ику хо: сё:ва нидзю:ни нэн сан гацу нидзю:кю:нити хо:рицу дай нидзю:року го: (Закон о школьном образовании от 29 марта 1947 года № 26) [Электронный ресурс] // Монбусё:. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

2. Кайго Т., Нака А., Амаги И. [и др.]. Гакусэй хякунэнси (Сто лет системы образования) [Электронный ресурс] // Токио: Монбусё:, Кабусикигайся Тэйкоку тихо: гё:сэй гаккай, 1981. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

3. Гакко: кё:ику хо: но итибу о кайсэйсуру хо:рицу: сё:ва нидзю:хати нэн хати гацу го нити (Акт о внесении поправок в Закон о школьном образовании от 5 августа 1953 года № 167) [Электронный ресурс] // Кокурицу ко:бунсёкан дидзитару а:каибу. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

4. Кайго Т. Гакусэй хякунэнси.

5. Duke B. C. Japan's militant teachers: A history of the left-wing teachers' movement. // Honolulu: University of Hawaii Press, 2019. P. 131-133.

6. Nozaki Y. War memory, nationalism and education in postwar Japan: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo's court challenges // London: Routledge, 2008. Pp. 18-19.

views: 241

Readers community rating: votes 0

1. Panov, A. N. Istoriya vneshnej politiki Yaponii 1868-2018 gg. / A. N. Panov, K. O. Sarkisov, D. V. Strel'tsov; pod redaktsiej A. N. Panova. – Moskva : Izd-vo Mezhdunarodnye otnosheniya, 2019. – 456 s. – (Istoriya vneshnej politiki zarubezhnykh stran). – ISBN 978-5-7133-1626-6. – Tekst : neposredstvennyj.

2. Duke, B. C. Japan's militant teachers: A history of the left-wing teachers' movement. / B. C. Duke. – Honolulu : University of Hawaii Press, 2019. – 250 p. – ISBN 978-0-82480-237-0. –Tekst : neposredstvennyj.

3. Nozaki, Y. War memory, nationalism and education in postwar Japan: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo's court challenges / Y. Nozaki. – London : Routledge, 2008. – 224 p. ISBN 978-1-13419-590-9. – Tekst : neposredstvennyj.

4. Kajgo T. Gakusehj khyakunehnsi (Sto let sistemy obrazovaniya) // T. Kajgo, A. Naka, I. Amagi [i dr.]. – Tekst : ehlektronnyj // Tokio: Monbusyo:, Kabusikigajsya Tehjkoku tikho: gyo:sehj gakkaj. – 1981. – URL: https://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317552.htm (data obrascheniya: 27.06.2022).

5. Toyoidzumi, S. Do:toku kyo:iku no rehkisitehki ko:satsu (2): «do:toku no dzikan» no tokusehtsu kara «tokubehtsu no kyo:ka do:toku» no sehjritsu eh (Istoricheskoe issledovanie istorii moral'nogo vospitaniya (2): ot ustanovleniya «klassnykh chasov dlya moral'nogo vospitaniya» do sozdaniya «moral'nogo vospitaniya kak osobogo predmeta») / S. Toyoidzumi. – Tekst : ehlektronnyj // Kyo:iku gakubu kiyo. – 2016. – T. 50. – S. 243-254. – URL: https://cir.nii.ac.jp/crid/1050282676658736000 (data obrascheniya: 27.06.2022).

Система Orphus

Loading...
Up