The Northern Labor Faculty in Leningrad as an educational, scientific and social project of the 1920s.

 
PIIS241328880018126-2-1
DOI10.18254/S241328880018126-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Pages49-53
Abstract

The article is devoted to the characteristic of the Northern "rabfac", established in 1925 at the Leningrad State University to train students from among the indigenous peoples of the North. As an educational, scientific and social project, the Northern "rabfac" appears to be a remarkable experiment of its period.

Keywordsindigenous small-numbered peoples of the North, the Northern rabfac, Leningrad State University, the Institute of the Peoples of the North, the Leningrad Institute of Living Oriental Languages, the Leningrad Oriental Institute
AcknowledgmentThe publication was prepared with the support of the program "Student project research teams of RSUH", the project "Soviet science 1920-1980: from manifesto to mainstream".
Publication date30.12.2021
Number of characters7952
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Северный факультет (далее – Севфак) был создан в 1925 г. при Ленинградском государственном университете для обучения студентов-представителей коренных малочисленных народов Севера на уровне среднего образования с последующим возвращением их на малую родину. Проект имел особое значении для национальной политики на Севера: ввиду труднодоступности северных территорий, центральная власть нуждалась в хорошо подготовленных кадрах для работы на местах. Севфак был первой попыткой воплощения такого смелого замысла, и поэтому деятельность факультета представляет интерес для понимания проблем его реализации одновременно как образовательного, научного и социального проекта.
2 Севфак существовал с 1925 г. при Ленинградском государственном университете (далее - ЛГУ) и с 1926 г. при Ленинградском институте живых восточных языков, переименованном в 1927 г. в Ленинградский Восточный институт (далее – ЛИЖВЯ-ЛВИ). К 1930 г. Севфак был переформирован в самостоятельный Института народов Севера.
3 В качестве образовательного проекта интересен опыт постепенной разработки учебных планов и программ для студентов, говоривших на разных языках и имевших разный уровень образования по прибытии в Ленинград.
4 Так, первоначальный учебный план Севфака по большей части включал общеобразовательные предметы, наличие которых было характерно для рабфаков 1920-30-х гг. вообще. Это были такие предметы, как русский язык, математика, политграмота, география, рисование, физкультура, обществоведение, биология, животноводство, английский1. Представляется, что содержание учебных программ соответствовало только целям общеобразовательных рабфаковских программ. Например, изучение русского языка было направлено на развитие общей грамотности, общественно-политические дисциплины (обычно политграмота, политическая экономия, экономическая политика, экономическая география) должны были готовить к соответствующей общественно-политической работе, исторический курс имел в основе историю классовой борьбы в период капиталистического развития, в математике в основном уделялось внимание приложению геометрии к решению задач на вычисление, а иностранный язык, бывший обязательным в тот период даже на вечерних рабфаках (и, наверное, менее всего необходимый для изучения студентам Севфака), должен был дать учащемуся элементарный запас слов, грамматических и переводческих навыков2. Такой набор дисциплин послужил в дальнейшем поводом для комментариев о том, что «Северный факультет дает знания книжные, мало связанные с жизнью туземца»3. Изменение учебных планов и программ в соответсвии с особенностями Севфака велось медленно и вплоть до выделения его в Институт народов Севера не было завершено на необходимом уровне. 1. Волобуева М. М. Качество подготовки инженеров по данным Ивановского текстильного и Середского рабфаков // Наука и современность. 2010. №7-1. С. 53-54.

2. Там же.

3. ЦГА СПб. Ф. 7222. Оп. 9. Д. 17. Л. 3об.
5 Оставалась нерешенной и проблема недостатка учебных пособий, приспособленных к нуждам северных студентов4. «Написать же такие учебники в Ленинграде или в Москве, находясь далеко от местных условий жизни и быта» и учесть все необходимые нюансы было почти невозможно5. Поэтому буквари и учебники для туземных школ и Севфака писались преподавателями-этнографами и исследователями Севера в свободное время6 или в ходе экспедиций на Север, часто в тяжелых жизненных условиях7. 4. Там же.

5. Там же.

6. ГА РФ. Ф. Р-3977 Оп. 1 Д. 340. Л. 187об.

7. Омельчук А.К. Институт народов Севера // Дальний Восток. 1981. № 2. С. 132.

views: 457

Readers community rating: votes 0

1. Volobueva M.M. Kachestvo podgotovki inzhenerov po dannym Ivanovskogo tekstil'nogo i Seredskogo rabfakov // Nauka i sovremennost'. 2010. № 7-1.

2. Voskobojnikov M.G. Dykhanie Severa (K 50-letiyu Leningradskogo instituta narodov Severa) // Sibirskie ogni. 1976. № 5. S. 148-158.

3. GA RF. F. R-3977. Op. 1. D. 340. Materialy severnogo fakul'teta Leningradskogo, Vostochnogo instituta (programmy, doklady, zapiska, protokoly, doklady). (245 l.).

4. Omel'chuk A.K. Institut narodov Severa / A.K. Omel'chuk // Dal'nij Vostok. – 1981. – № 2. – S. 128-132.

5. TsGA SPb. F. 7222. Op. 9. D. 17. Dokladnaya zapiska o nekotorykh pedagogicheskikh protivorechiyakh v rabote i o meste Severnogo fakul'teta v sisteme Kul'turno-prosvetitel'skoj raboty sredi severnykh narodnostej. 1928 g. (24 l.).

Система Orphus

Loading...
Up