Alexander Rodchenko about Paris. From «Letters home».

 
PIIS241328880017588-0-1
DOI10.18254/S241328880017588-0
Publication type Personal
Status Published
Authors
Affiliation: Russian State University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow, Miusskaya Square, 6
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Pages1-7
Abstract

The article is devoted to the analysis of the letters of A.M. Rodchenko, which were written by him in Paris during the preparation of the pavilion of the Soviet Union for the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in 1925. The «new Soviet man's» perception of the culture of the Western world is being studied. Letters help to comprehend not only the European, but also the Soviet world of the period of the 1920s.

December 5, 2021 will be the anniversary of the birth of Alexander Mikhailovich Rodchenko: 130 years! The round date, as well as the growing interest in everyday history, is due to the relevance of this article. The novelty is the interpretation of this source in the context of Alexander Rodchenko's views on Paris.

Researchers turn to letters exclusively to study the Paris exhibition, bypassing Rodchenko's most interesting assessments and opinions regarding the alien and incomprehensible Western world.

Rodchenko visited France for the first time and was extremely dissatisfied with it. He was uncomfortable, lonely, trying to distract himself from the alien world, he almost daily wrote letters to his wife Varvara Stepanova in Russia. The time frame of the Paris letters written by him dates from March 19 to June 14. Rodchenko stayed in France for about three months, having written 52 letters during this time. In 1927, they were partially published in the journal «Novy LEF». Their full publication took place only in 2014. I would like to note that the originals of the documents, apparently, are kept in the family's personal archive. For publication , they were provided by A. Lavrentiev, grandson of Rodchenko and Stepanova.

KeywordsA. Rodchenko, International Exhibition 1925, Russians in Paris, Rodchenko's letters, perception of the new Soviet man.
Received06.12.2021
Publication date29.12.2021
Number of characters10963
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Кому Париж только давай. А мне бы бежать из него поскорей! (Письмо от 19 мая 1925)

эпиграф
2 В 1925 году Александр Родченко (1891–1956) – известный представитель авангарда, ярчайший фотограф и оформитель впервые посетил заграницу. В составе советской делегации он отправился в Париж для работы над оформлением павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности. Оказавшись в новой обстановке, он чувствует себя неуютно, многое ему чуждо и непонятно. Спасаясь от действительности, он ежедневно пишет домой. Письма служат ему «мостиком» в родную страну, он чувствует себя спокойно, приближаясь мыслями к близким и абстрагируясь от чужого запада. В них Родченко рассуждает о западном мире, подмечает его недостатки, сравнивает с Советским Союзом.
3 В целом, рассказ Александра Родченко о пребывании в Париже можно условно разделить на две темы. Первая – это непосредственно сведения о работе над павильоном для выставки. А вторая – это впечатления о Париже, его жителях, нравах и повседневности. Они представляют особый интерес, так как посредством них мы можем изучить особенности советского быта, а также специфику мышления советского «нового» человека, к которым Родченко, безусловно, относился.
4 Письма Александра Родченко проливают свет на ход строительства советских павильонов на Международной выставке. Отображая процесс работы изнутри, они дают представление о неудачах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о бешеном напряжении сил и постоянных проволочек с открытием. Такие подробности можно узнать лишь из первых уст. Никакие официальные документы или журналистские репортажи не могут отразить подобного.
5 Так, Родченко часто жалуется на безделье окружающих: «Я сегодня злой, даже ушел домой в 3 часа. Надоело: все говорят, а работать некому»1. Стремясь домой, он старается скорее завершить работу, помогает другим, поэтому особенно злится, когда кто-то отлынивает от работы. 1. Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. Москва, 2014. 42 с.
6 Но не смотря на все прилагаемые усилия работа движется медленно. «Ввиду того что все затягивается или просто все работают не спеша, я решил работать вовсю; хочу, чтобы 25-го обязательно все расставить и 5-го уехать. Устаю как собака и писать буду мало. Работаю на ногах с 8 утра до 7 вечера»2. 2. Там же, с. 84.
7 Открытие павильона многократно переносилось. Скучая по дому, Родченко высчитывал дни до отъезда, о чем беспрерывно писал родным. Первоначально павильон планировали открыть с 20 по 25 апреля, но постепенно этот день откладывался. «Опять печальное известие. Выставка, т. е. наш отдел СССР, откроется только 4 июня по распоряжению Красина; значит, я выеду 10-го, не раньше»3. 3. Там же, с. 92.
8 Непрерывно работая, Родченко не всегда имел достаточно времени изучить Париж и особенности западной жизни, однако в находившееся свободные минуты он гулял по городу, часто заглядывал в магазины. Его удивляло количество товаров, их избыток и относительная дешевизна. «Здесь миллионы вещей, от них идет кругом голова, все хочется купить вагонами и везти к нам… Я понимаю теперь капиталиста, которому все мало, но это же опиум жизни – вещи»4. Интересно, что, отмечая изобилие товара и желая все скупить, Родченко критикует подобный культ, он находит ненормальным, что человек становится зависимым от вещей. Однако, он все же привез из Парижа фотоаппаратуру и новые костюмы. 4. Там же, с. 62.

views: 336

Readers community rating: votes 0

1. Александр Родченко. Фотография - искусство: к 115-летию со дня рождения А. М. Родченко. – М.: Интерроса, 2006.

2. Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. – М.: Искусство, 1968.

3. Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. – М.: Архитектура-С, 2007.

4. Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М., 1927 г. №2. Режим доступа: http://tehne.com/library/novyy-lef-zhurnal-levogo-fronta-iskusstv-m-1927-1928#1927-2

5. Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

Система Orphus

Loading...
Up