Александр Родченко о Париже. Из «Писем домой»

 
Код статьиS241328880017588-0-1
DOI10.18254/S241328880017588-0
Тип публикации Персоналия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы1-7
Аннотация

Статья посвящена анализу писем А. М. Родченко, которые были написаны им в Париже во время подготовки павильона Советского Союза к Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года. Изучается восприятие «новым» советским человеком культуры Западного мира. Письма помогают осмыслить не только европейский, но и советский мир периода 1920-х годов. 

5 декабря 2021 года будет юбилей со дня рождения Александра Михайловича Родченко: 130 лет! Круглой датой, а также возрастающим интересом к повседневной истории обусловлена актуальность данной статьи. Новизной является интерпретация данного источника в контексте взглядов Александра Родченко на Париж. Исследователи обращаются к письмам исключительно для изучения выставки, обходя стороной интереснейшие оценки и мнения Родченко относительно чуждого и непонятного ему западного мира.

Родченко впервые посетил Францию и остался ей крайне недоволен. Ему было некомфортно, одиноко, стараясь отвлечься от чуждого ему мира, он практически ежедневно писал письма жене Варваре Степановой в Россию. Временные рамки парижских писем, написанных им, датируются с 19 марта по 14 июня. Родченко пробыл во Франции около трех месяцев, написав за это время 52 письма. В 1927 году они были частично опубликованы в журнале «Новый ЛЕФ». Полная же их публикация состоялась лишь в 2014 году. Отмечу, что подлинники документов, по всей видимости, хранятся в личном архиве семьи. Для издания их предоставил А. Лаврентьев, внук Родченко и Степановой. 

Ключевые словаА. Родченко, Международная выставка 1925 года, русские в Париже, письма Родченко, взгляд «нового» человека.
Получено06.12.2021
Дата публикации29.12.2021
Кол-во символов10963
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Кому Париж только давай. А мне бы бежать из него поскорей! (Письмо от 19 мая 1925)

эпиграф
2 В 1925 году Александр Родченко (1891–1956) – известный представитель авангарда, ярчайший фотограф и оформитель впервые посетил заграницу. В составе советской делегации он отправился в Париж для работы над оформлением павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности. Оказавшись в новой обстановке, он чувствует себя неуютно, многое ему чуждо и непонятно. Спасаясь от действительности, он ежедневно пишет домой. Письма служат ему «мостиком» в родную страну, он чувствует себя спокойно, приближаясь мыслями к близким и абстрагируясь от чужого запада. В них Родченко рассуждает о западном мире, подмечает его недостатки, сравнивает с Советским Союзом.
3 В целом, рассказ Александра Родченко о пребывании в Париже можно условно разделить на две темы. Первая – это непосредственно сведения о работе над павильоном для выставки. А вторая – это впечатления о Париже, его жителях, нравах и повседневности. Они представляют особый интерес, так как посредством них мы можем изучить особенности советского быта, а также специфику мышления советского «нового» человека, к которым Родченко, безусловно, относился.
4 Письма Александра Родченко проливают свет на ход строительства советских павильонов на Международной выставке. Отображая процесс работы изнутри, они дают представление о неудачах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о бешеном напряжении сил и постоянных проволочек с открытием. Такие подробности можно узнать лишь из первых уст. Никакие официальные документы или журналистские репортажи не могут отразить подобного.
5 Так, Родченко часто жалуется на безделье окружающих: «Я сегодня злой, даже ушел домой в 3 часа. Надоело: все говорят, а работать некому»1. Стремясь домой, он старается скорее завершить работу, помогает другим, поэтому особенно злится, когда кто-то отлынивает от работы. 1. Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. Москва, 2014. 42 с.
6 Но не смотря на все прилагаемые усилия работа движется медленно. «Ввиду того что все затягивается или просто все работают не спеша, я решил работать вовсю; хочу, чтобы 25-го обязательно все расставить и 5-го уехать. Устаю как собака и писать буду мало. Работаю на ногах с 8 утра до 7 вечера»2. 2. Там же, с. 84.
7 Открытие павильона многократно переносилось. Скучая по дому, Родченко высчитывал дни до отъезда, о чем беспрерывно писал родным. Первоначально павильон планировали открыть с 20 по 25 апреля, но постепенно этот день откладывался. «Опять печальное известие. Выставка, т. е. наш отдел СССР, откроется только 4 июня по распоряжению Красина; значит, я выеду 10-го, не раньше»3. 3. Там же, с. 92.
8 Непрерывно работая, Родченко не всегда имел достаточно времени изучить Париж и особенности западной жизни, однако в находившееся свободные минуты он гулял по городу, часто заглядывал в магазины. Его удивляло количество товаров, их избыток и относительная дешевизна. «Здесь миллионы вещей, от них идет кругом голова, все хочется купить вагонами и везти к нам… Я понимаю теперь капиталиста, которому все мало, но это же опиум жизни – вещи»4. Интересно, что, отмечая изобилие товара и желая все скупить, Родченко критикует подобный культ, он находит ненормальным, что человек становится зависимым от вещей. Однако, он все же привез из Парижа фотоаппаратуру и новые костюмы. 4. Там же, с. 62.

всего просмотров: 338

Оценка читателей: голосов 0

1. Александр Родченко. Фотография - искусство: к 115-летию со дня рождения А. М. Родченко. – М.: Интерроса, 2006.

2. Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. – М.: Искусство, 1968.

3. Лаврентьев А. Н. Александр Родченко. – М.: Архитектура-С, 2007.

4. Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М., 1927 г. №2. Режим доступа: http://tehne.com/library/novyy-lef-zhurnal-levogo-fronta-iskusstv-m-1927-1928#1927-2

5. Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх