Проблемы и перспективы развития российско-китайского сотрудничества в сфере высшего гуманитарного образования

 
Код статьиS241328880016814-9-1
DOI10.18254/S241328880016814-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы27-33
Аннотация

Статья посвящена изучению проблем и перспектив российско-китайского сотрудничества в области высшего образования, на основе ретроспективного метода научного исследования. Избранная тема является актуальной и позволяет обратиться к рассмотрению основных тенденций развития в сфере образования между РФ и КНР, а также на выявление причин существующих проблем. Новизна состоит в том, что в работе впервые изучена проблема с опорой на личный опыт. Среди источников и литературы использовались официальная документы и статистика как на русском, так и на китайском и английском языках.

Ключевые словагуманитарное сотрудничество, высшее образование, отношения между РФ и КНР, перспективы развития, молодые кадры, системный подход, «старший брат», образовательные центры, двустороннее сотрудничество
Получено17.09.2021
Дата публикации29.12.2021
Кол-во символов17077
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Российская Федерация и Китайская Народная Республика вот уже более 70-ти лет являются не только геополитическими союзниками и партнерами, но и ведут активное сотрудничество в сфере среднего и высшего образования, многочисленные культурные обмены, гуманитарные миссии и активную просветительскую деятельность. С небольшим перерывом, вызванным рядом пограничных конфликтов в конце 60-х гг. ХХ в., Китай, где СССР называли не иначе, как «старшим братом», не только отправлял тысячи своих соотечественников на учебу в Москву и другие крупные образовательные центры тогдашнего советского Союза, но и активно принимал материально-техническую помощь, научные разработки, привлекали профессиональных кадров, молодых ученых, инженеров, врачей для проведения ускоренного государственного строительства и восстановления экономики, почти полностью разрушенной долгой и кровопролитной войной с японскими милитаристами.
2 Здесь стоит привести два, на первый взгляд, несвязанных факта, которые, впрочем, определенно свидетельствуют о том, что для Китая сотрудничество с СССР являлось делом государственной важности.
3 Именно в СССР тогдашний лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун отправил своего сына Мао Аньина, который, будучи еще мальчиком, оказался в Ивановском интернациональном детском доме, где тяжелый период накануне мировой войны переживали дети многих деятелей коммунистического движения и Коминтерна. Совершенно очевидно, что Мао мог оставить ребенка при себе, однако страх за свою судьбу и неопределенность, связанная с политической борьбой за власть, подтолкнула его оставить сына именно в СССР. Здесь Аньин, получивший имя Сережа, не только окончил школу, но и принял участие в Великой отечественной войне, дошел до Берлина, затем поступил в академию имени Фрунзе, и институт востоковедения, то есть, по большому счету, получил полное образование, стал человеком.
4

Вторым интересным эпизодом следует назвать выступление самого Мао Цзэдуна перед китайскими студентами в стенах Московского университета со ставшей известной речью «Будущее принадлежит вам, молодежь1»! Несмотря на плотный график, Мао счел необходимым найти время на учащихся за рубежом соотечественников, призвал их быть старательными и упорными, подчеркнул важность подготовки кадров для молодой китайской республики. В качестве любопытной детали следует привести и тот факт, что сын извечного противника КПК маршал Чан Кайши тоже жил и учился в СССР, женился здесь и обзавелся семьей. Так, в далекой России путевку в жизнь получили еще сотни и тысячи специалистов КНР первого поколения.

1. Речь Мао Цзэдуна на встрече с китайскими студентами и практикантами в Москве (17 ноября 1957 г.) // Library.maoism.ru [Электронный ресурс]. URL: >>>.
5 Для ответа о грядущих перспективах сотрудничества в сфере высшего образования следует проанализировать, какие же тенденции существовали в системе образования между СССР (Россией) и КНР на протяжение всего периода двусторонних отношений.

всего просмотров: 295

Оценка читателей: голосов 0

1. Baн Шо. Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом в контексте публичной дипломатии КНР // Международные отношения. 2018. № 2.

2. Гуманитарное сотрудничество играет важную роль в российско-китайских отношениях, Сентябрь, 2019 // Rg.ru [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/09/28/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-igraet-vazhnuiu-rol-v-rossijsko-kitajskih-otnosheniiah.html

3. Динамика российских и китайских граждан, обучавшихся в России и Китае за 2010—2019 гг. Источник информации: National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/

4. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере от 6 декабря 2012 г. // [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/79689/Downloads/499014828.pdf

5. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина» [Электронный ресурс]. URL: https://www.pushkin.institute/

6. По России распространяется «китайская лихорадка»: изучать китайский постепенно стало модным, Май, 2018 // Inosmi.ru [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/social/20180519/242265483.html

7. Постановление о Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Декабрь, 2020 // Docs.cntd.ru [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901776161

8. Речь Мао Цзэдуна на встрече с китайскими студентами и практикантами в Москве (17 ноября 1957 г.) // Library.maoism.ru [Электронный ресурс]. URL: http://library.maoism.ru/speech-17-11-1957.htm

9. Совместные проекты России и Китая в области научно-образовательного сотрудничества — важная часть стратегического партнерства. Апрель, 2019 // Sib-science.info.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.sib-science.info/ru/fano/grigoriy-02042019

10. Nye J. S. The Rise of China’s Soft Power // The Wall Street Journal [Электронный ресурс]. URL: http://www.wsj.com/articles/SB113580867242333272

11. Russia highlights importance of humanitarian exchanges with China, December, 2020 // Tass.com [Электронный ресурс]. URL: https://tass.com/economy/1230521

12. 中华人民共和国教育部 (Министерство образования Китайской Народной Республики). Официальный сайт // Moe.gov.cn [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/

13. 中外语言交流合作中心设立公告 ( Центр международного языкового сотрудничества). Май, 2021 // Официальный сайт штаб-квартиры Института Конфуция [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinese.cn/page/#/pcpage/mainpage

14. 中外语言交流合作中心设立公告 (Центр международного языкового сотрудничества). Май, 2021 // Официальный сайт штаб-квартиры Института Конфуция [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinese.cn/page/#/pcpage/mainpage

Система Orphus

Загрузка...
Вверх