Problems and prospects for the development of Russian-Chinese cooperation in the field of higher humanitarian education

 
PIIS241328880016814-9-1
DOI10.18254/S241328880016814-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Pages27-33
Abstract

The article is devoted to the study of the problems and prospects of Russian-Chinese cooperation in the field of higher education, based on the retrospective method of scientific research. The chosen topic is relevant and allows us to address the main trends in the development of education between the Russian Federation and the People's Republic of China, as well as to identify the causes of existing problems. The novelty lies in the fact that the paper for the first time studied the problem based on personal experience. Among the sources and literature, official documents and statistics were used both in Russian, Chinese and English.

Keywordshumanitarian cooperation, higher education, relations between the Russian Federation and the People's Republic of China, development prospects, young personnel, a systematic approach, “big brother”, educational centers, bilateral cooperation
Received17.09.2021
Publication date29.12.2021
Number of characters17077
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Российская Федерация и Китайская Народная Республика вот уже более 70-ти лет являются не только геополитическими союзниками и партнерами, но и ведут активное сотрудничество в сфере среднего и высшего образования, многочисленные культурные обмены, гуманитарные миссии и активную просветительскую деятельность. С небольшим перерывом, вызванным рядом пограничных конфликтов в конце 60-х гг. ХХ в., Китай, где СССР называли не иначе, как «старшим братом», не только отправлял тысячи своих соотечественников на учебу в Москву и другие крупные образовательные центры тогдашнего советского Союза, но и активно принимал материально-техническую помощь, научные разработки, привлекали профессиональных кадров, молодых ученых, инженеров, врачей для проведения ускоренного государственного строительства и восстановления экономики, почти полностью разрушенной долгой и кровопролитной войной с японскими милитаристами.
2 Здесь стоит привести два, на первый взгляд, несвязанных факта, которые, впрочем, определенно свидетельствуют о том, что для Китая сотрудничество с СССР являлось делом государственной важности.
3 Именно в СССР тогдашний лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун отправил своего сына Мао Аньина, который, будучи еще мальчиком, оказался в Ивановском интернациональном детском доме, где тяжелый период накануне мировой войны переживали дети многих деятелей коммунистического движения и Коминтерна. Совершенно очевидно, что Мао мог оставить ребенка при себе, однако страх за свою судьбу и неопределенность, связанная с политической борьбой за власть, подтолкнула его оставить сына именно в СССР. Здесь Аньин, получивший имя Сережа, не только окончил школу, но и принял участие в Великой отечественной войне, дошел до Берлина, затем поступил в академию имени Фрунзе, и институт востоковедения, то есть, по большому счету, получил полное образование, стал человеком.
4

Вторым интересным эпизодом следует назвать выступление самого Мао Цзэдуна перед китайскими студентами в стенах Московского университета со ставшей известной речью «Будущее принадлежит вам, молодежь1»! Несмотря на плотный график, Мао счел необходимым найти время на учащихся за рубежом соотечественников, призвал их быть старательными и упорными, подчеркнул важность подготовки кадров для молодой китайской республики. В качестве любопытной детали следует привести и тот факт, что сын извечного противника КПК маршал Чан Кайши тоже жил и учился в СССР, женился здесь и обзавелся семьей. Так, в далекой России путевку в жизнь получили еще сотни и тысячи специалистов КНР первого поколения.

1. Речь Мао Цзэдуна на встрече с китайскими студентами и практикантами в Москве (17 ноября 1957 г.) // Library.maoism.ru [Электронный ресурс]. URL: >>>.
5 Для ответа о грядущих перспективах сотрудничества в сфере высшего образования следует проанализировать, какие же тенденции существовали в системе образования между СССР (Россией) и КНР на протяжение всего периода двусторонних отношений.

views: 293

Readers community rating: votes 0

1. Ban Sho. Institut Konfutsiya i obuchenie kitajskomu yazyku za rubezhom v kontekste publichnoj diplomatii KNR // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. № 2.

2. Gumanitarnoe sotrudnichestvo igraet vazhnuyu rol' v rossijsko-kitajskikh otnosheniyakh, Sentyabr', 2019 // Rg.ru [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2019/09/28/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-igraet-vazhnuiu-rol-v-rossijsko-kitajskih-otnosheniiah.html

3. Dinamika rossijskikh i kitajskikh grazhdan, obuchavshikhsya v Rossii i Kitae za 2010—2019 gg. Istochnik informatsii: National Bureau of Statistics of China [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.stats.gov.cn/

4. Memorandum o realizatsii Plana dejstvij po razvitiyu rossijsko-kitajskogo vzaimodejstviya v gumanitarnoj sfere ot 6 dekabrya 2012 g. // [Ehlektronnyj resurs]. URL: file:///C:/Users/79689/Downloads/499014828.pdf

5. Ofitsial'nyj sajt FGBOU VO «Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.pushkin.institute/

6. Po Rossii rasprostranyaetsya «kitajskaya likhoradka»: izuchat' kitajskij postepenno stalo modnym, Maj, 2018 // Inosmi.ru [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://inosmi.ru/social/20180519/242265483.html

7. Postanovlenie o Rossijsko-Kitajskoj komissii po sotrudnichestvu v oblasti obrazovaniya, kul'tury, zdravookhraneniya i sporta. Dekabr', 2020 // Docs.cntd.ru [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901776161

8. Rech' Mao Tszehduna na vstreche s kitajskimi studentami i praktikantami v Moskve (17 noyabrya 1957 g.) // Library.maoism.ru [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://library.maoism.ru/speech-17-11-1957.htm

9. Sovmestnye proekty Rossii i Kitaya v oblasti nauchno-obrazovatel'nogo sotrudnichestva — vazhnaya chast' strategicheskogo partnerstva. Aprel', 2019 // Sib-science.info.ru [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.sib-science.info/ru/fano/grigoriy-02042019

10. Nye J. S. The Rise of China’s Soft Power // The Wall Street Journal [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.wsj.com/articles/SB113580867242333272

11. Russia highlights importance of humanitarian exchanges with China, December, 2020 // Tass.com [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://tass.com/economy/1230521

12. 中华人民共和国教育部 (Ministerstvo obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki). Ofitsial'nyj sajt // Moe.gov.cn [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/

13. 中外语言交流合作中心设立公告 ( Tsentr mezhdunarodnogo yazykovogo sotrudnichestva). Maj, 2021 // Ofitsial'nyj sajt shtab-kvartiry Instituta Konfutsiya [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.chinese.cn/page/#/pcpage/mainpage

14. 中外语言交流合作中心设立公告 (Tsentr mezhdunarodnogo yazykovogo sotrudnichestva). Maj, 2021 // Ofitsial'nyj sajt shtab-kvartiry Instituta Konfutsiya [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.chinese.cn/page/#/pcpage/mainpage

Система Orphus

Loading...
Up