Путь длиною в двадцать лет

 
Код статьиS123456780015171-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Генеральный директор
Аффилиация: Издательство ООО "Русский язык". Курсы
Адрес: Москва, Новая Басманная д.19, стр.2
Название журналаРоссийский журнал исследований билингвизма
ВыпускБилингвизм на пересечении научных исследований
Страницы60-70
Аннотация

В статье описываются этапы возникновения, формирования и совершенствования учебной литературы для детей-билингвов. Прослеживается развитие методики преподавания русского языка в данной аудитории обучающихся. Представлены существующие в учебной литературе системы упражнений и способы работы с ними, применяемые при обучении этих детей: открытая методика, коммуникативная методика, игровая методика. Также делается прагматический вывод о том, какая литература для детей-билингвов будет востребована как педагогами, так и учениками.

Ключевые словасовременные учебники и пособия, дети-билингвы, билингвизм, методика преподавания русского языка детям-билингвам.
Получено22.05.2021
Дата публикации24.05.2021
Кол-во символов20569
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

УДК 372.881.1

2

Введение

3 В начале XXI в. мы осознали, что билингвизм – неотъемлемое качество наших детей и внуков, их судьба – быть многоязычными и поликультурными. Понимание того, что дети соотечественников, проживающие за рубежом, которые хотят говорить, писать и думать по-русски, нуждаются в особой методике преподавания русского языка, пришло в конце 1990-х годов. В это время начали открываться специализированные школы для детей-билингвов [28]: школа «Крона» в Дортмунде открылась в 1997 г. [39], в 1998 г. начала свою работу школа Ольги Брамли [40], с 1994 г. функционируют школы «Азбука» в Гамбурге [41], «Грамота» в Канаде [42].
4

Постановка проблемы

5 Первая книга издательства «Русский язык». Курсы в серии «Русский язык с мамой» для детей соотечественников, проживающих за рубежом – «Мамины сказки» [9], увидела свет в 2002 г. Авторы, В.В. Дронов и С.Ю. Ремизова, написали добуквенное пособие для обучения детей младшего школьного возраста с целью познакомить их с духовной основой русской культуры. В книге представлены сказки «Репка» (в переработке К. Д. Ушинского), «Курочка-ряба», «Теремок», «Колобок», «Петушок – золотой гребешок» и сказка «Три медведя», сопровождаемые системой заданий. Большинство заданий книги помогает детям запомнить на имитационной основе некоторые речевые клише и грамматические формы.
6 В условиях практически полного отсутствия билингвальных школ для детей соотечественников в этот период времени книга в первую очередь адресовалась родителям. Раздел «Родителям» состоит из рубрик «До чтения сказки», «Немного грамматики», «После чтения сказки», «Играем и говорим», «Пересказ».
7 В 2002 г. издательство продолжило серию пособием «Азбука-незабудка» (авторы Т. Б. Клементьева, В. В. Дронов, Е. Н. Нечаева) [18]. Это пособие направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста умений писать и читать по-русски. Дети учатся писать и распознавать печатные буквы русского алфавита – кириллицы. В роли учителей могут выступать взрослые, которые знают русский язык, но не являются профессиональными педагогами.
8 Пособия 2003 г. издания «Золотые страницы русской культуры-1» и «Золотые страницы русской культуры-2» (автор В. М. Соловьёв) [33] также ориентированы на родителей, которые «готовы приобщить своих детей к миру русской культуры» [33, c. 7]. Пособия содержат рубрики «Мамина страничка», «Вместе с мамой», «Спроси у мамы», «Детская страничка». Они предназначены для детей более старшего возраста, чем добуквенное пособие «Мамины сказки» [9]. Рубрика «Детская страничка» предполагает самостоятельное чтение ребёнком текста и выполнение им заданий. Содержание пособий «Золотые страницы русской культуры» – это фольклорные тексты, авторские сказки и басни, былины, повести и жития, тексты о русской архитектуре и живописи в адаптированном виде. Можно сказать, что пособия призваны формировать образы русского языкового сознания, создавать русскую картину мира.

всего просмотров: 520

Оценка читателей: голосов 0

1. Акишина А. А., «Страна русской грамматики». Книга 1. Для детей соотечественников, проживающих за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2003. 168 с.

2. Акишина А. А., «Страна русской грамматики». Книга 2. Для детей соотечественников, проживающих за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2004. 208 с.

3. Акишина А. А., Акишина Т. Е., «Учимся учить детей русскому языку. 111 ответов на вопросы родителей». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2007. 200 с.

4. Бабай В. Г., Дронов В. В., «Мой русский словарь». Для детей соотечественников, проживающих за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2005. 160 с.

5. Вохмина Л. Л., Осипова И. А., «Русский класс». Учебник русского языка. Начальный уровень. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2008. 280 с.

6. Вохмина Л. Л., Осипова И. А., «Русский класс». Учебник русского языка. Средний уровень. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2011. 320 с.

7. Вохмина Л. Л., «Рабочая тетрадь. Начальный уровень». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2008. 136 с.

8. Вохмина Л. Л., «Рабочая тетрадь. Средний уровень». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2011. 200 с.

9. Дронов В. В., Ремизова С. Ю., «Мамины сказки: добуквенное пособие для обучения детей русскому языку. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2002 г. 96 с.

10. Жабоклицкая И. И., Смирнова О. В., Чубарова О. Э., «Олимпиада? Да! Пособие по подготовке к олимпиадам для зарубежных школьников». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2015 г. 224 с.

11. Иванова И. Э., «Истоки. Учебник по русскому языку для детей соотечественников, проживающих за рубежом». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2012 г. 184 с.

12. Иванова И. Э., «Истоки. Учебник по русскому языку для детей-билингвов, проживающих за рубежом». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2019 г. 240 с.

13. Иванова И. Э., «Истоки: Рабочая тетрадь». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2012 г. 120 с.

14. Иванова И. Э., «Истоки 2: Рабочая тетрадь». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2019 г. 112 с.

15. Каленкова О. Н., «Уроки русской речи». Учебно-методический комплекс. Книга для преподавателя: в 2-х ч. Часть 1. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2013. 312 с.

16. Кастелина И. П., Чубарова О. Э., «Невероятные приключения Лены и Миши в Москве и Петербурге». Книга для чтения и развития речи. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2013. 168 с.

17. Клеменьева Т. Б. «Играй и запоминай русские слова!: Пособие-игра по русскому языку». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2009.

18. Клементьева Т. Б., Дронов В.В., Нечаева Е.Н., «Азбука-незабудка». Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2002. 104 с.

19. Клементьева Т. Б., Чубарова О. Э., «Приключения Лены и Миши: книга для чтения с игровыми заданиями». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2007. 144 с.

20. Клементьева Т. Б., Чубарова О. Э., «Русский язык с удовольствием. Лото. Игра для детей от 7 и до 77». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2006.

21. Кляйн-Никитенко И., Юблайс М., «Хочу говорить по-русски: Учебный комплекс для учащихся-билингвов русских школ за рубежом: 1 класс». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2014. 232 с.

22. Кляйн-Никитенко И., Феккер О., Шопф О., «Хочу говорить по-русски: Учебный комплекс для учащихся-билингвов русских школ за рубежом: 2 класс». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2017. 217 с.

23. Кляйн-Никитенко И., Юблайс М., «Хочу говорить по-русски: Учебный комплекс для учащихся-билингвов русских школ за рубежом: 1 класс. Рабочая тетрадь». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2014. 176 с.

24. Кляйн-Никитенко И., Феккер О., Шопф О., «Хочу говорить по-русски: Учебный комплекс для учащихся-билингвов русских школ за рубежом: 2 класс: рабочая тетрадь». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2017. 160 с.

25. Кляйн-Никитенко И., Юблайс М., «Хочу говорить по-русски: Учебный комплекс для учащихся-билингвов русских школ в немецкоговорящих странах: 1 класс. Книга для чтения». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2014. 152 с.

26. Куматренко Д., «Тетрадь юного писателя. Пособие для развития письменной речи детей-билингвов». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2018. 104 с.

27. Мадден Е., «Русскоязычные дети зарубежья». Справочник мамы. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2014. 138 с.

28. Материалы 2-го международного форума руководителей и педагогов русских зарубежных школ. Русский язык вне России. Лондон. 2009.

29. Орлова Е.В., Шастина Е.П. «География и природа России». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2009. 96 с.

30. Саматова Л. М., Горина Н. Н., Лаврова О. В., «Окружающий мир: учебное пособие для детей-билингвов». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2019. 160 с.

31. Сафонова И. В., Хамраева Е. А., «Литературное чтение. Книга 2: Учебник для учащихся-билингвов русских школ за рубежом». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2018. 112 с.

32. Сафонова И. В., Саматова Л. М., Хамраева Е. А., «Литературное чтение. Книга 3: Учебник для учащихся-билингвов русских школ за рубежом». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2020. 168 с.

33. Соловьёв В. М., «Золотые станицы русской культуры». Выпуск I. Книга по чтению для детей соотечественников, проживающих за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2003. 136 с.

34. Хамраева Е.А., Дронов В. В., «Росинка». 1-ый год обучения. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2004. 160 с.

35. Хамраева Е. А., Саматова Л. М., «Литературное чтение. Книга 1». Учебник для учащихся-билингвов русских школ за рубежом. М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2017. 80 с.

36. Хамраева Е. А., Саматова Л. М., «Практикум по общению: Учебное пособие по развитию речи для детей-билингвов (7-9 лет)». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2016. 152 с.

37. Хамраева Е. А., Шорина Т. А., Саматова Л. М., «Лингводидактическая диагностика. Русский язык. Универсальные учебные действия». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2020. 144 с.

38. Чубарова О. Э., «Читаем и пишем по-русски: Пособие по чтению и письму для детей соотечественников, поживающих за рубежом». М:. Из-во «Русский язык». Курсы, 2006. 112 с.

39. Школа русского языка «Крона». Режим доступа: http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/sprachkurs/visitenkarte.php?auswahl=krone

40. Лондонская школа русского языка и литературы. Режим доступа: http://russian-school.co.uk/welcome/

41. Культурно-образовательное общество «Азбука». Режим доступа: https://www.asbuka.de/

42. Русская школа «Грамота» Режим доступа: https://gramota.com/

43. «Русский язык. Курсы». Пособия по чтению. Режим доступа: https://www.rus-lang.ru/books/category/8

44. «Русский язык. Курсы». Читаем вместе. Режим доступа: https://www.rus-lang.ru/books/category/13

Система Orphus

Загрузка...
Вверх