On the formation of a culture of public policy: the role of civic education

 
PIIS241328880016805-9-1
DOI10.18254/S241328880016805-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: 2nd year student of the Master's Degree, Faculty of Political Science
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Smolny street 1/3 Entrance number 7, 191060
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Pages19-26
Abstract

This article examines possible ways and means of forming a culture of public policy among citizens of a democratic state. The factors that have a direct impact on the formation and consolidation of political attitudes and political orientations in the consciousness of the individual were identified. The article provides a list of civic competencies that underlie the political culture of the population, a high level of which is necessary for the successful and sustainable functioning of a modern democratic political system. It is established that civic education is the main element of the education system, responsible for the formation of political attitudes and political orientations (corresponding to the environment), and hence the political culture of citizens.

Keywordspolitical culture, culture of public policy, public policy, civic education, civic competence.
Received16.09.2021
Publication date29.12.2021
Number of characters20863
Cite  
1 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Развитие информационных и коммуникационных технологий, создание цифровой экономики и электронного правительства требуют от каждого из нас овладения новыми компетенциями, знаниями и навыками. В то же время, правительствам всех стран сегодня необходимо находить и развивать новые форматы взаимодействия с гражданами, стремиться к большей открытости и прозрачности. В этой связи, все большее значение приобретает гражданское образование, которое позволяет формировать и развивать необходимые и актуальные для современного общества гражданские компетенции, в частности, такие как умение ориентироваться в многомерном пространстве публичной политики. Под гражданским образованием, в соответствии с определением, содержащимся в Проекте государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005 - 2008 годы», мы понимаем «общественно - государственную, социально – ориентированную систему непрерывного обучения и воспитания, направленную на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства»1. 1. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» от 04.04.2005. URL: >>>> (дата обращения: 06.09.2021).
2

Для демократического общества гражданское образование является важным элементом системы образования, поскольку демократия не может существовать в условиях низкого уровня политической культуры и неразвитости гражданских компетенций у населения. Под политической культурой в работе известных американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы “Гражданская культура” понимается “частота различных видов когнитивных, эмоциональных и оценочных ориентаций по отношению к политической системе в целом, к ее аспектам на «входе» и «выходе», а также к себе как политическому актору”2. Иначе говоря, “термин «политическая культура» отсылает конкретно к политическим ориентациям — установкам по отношению к политической системе и различным ее частям, а также к установкам по отношению к роли собственного «я» в политической системе”3. Однако возникает закономерный вопрос - как политические ориентации и установки формируются и закрепляются в сознании человека?

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура : политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва : Мысль, 2014. - С. 33-34.

3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура : политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва : Мысль, 2014. - С. 28.
3 За ответом на поставленный вопрос мы можем обратиться к предложенному французским социологом П. Бурдьё концепту habitus’a (габитуса) - “системе устойчивых и переносимых диспозиций”4. Данное понятие наделено сложным содержанием, поскольку оно обозначает не только присущие индивиду внутренние схемы восприятия, оценивания и классификации, но и интериоризированные социальные отношения. Согласно теории П. Бурдьё, именно habitus выполнят функцию воспроизводства социальных институтов и практик. Являясь продуктом истории, habitus производит индивидуальные и коллективные практики (в соответствии со схемами, порождаемым историей), обеспечивая таким образом постоянство практик во времени. Основанные на прошлом опыте и порожденные определенным классом условий существования (средой) структуры habitus’a представляют собой базис восприятия индивидом всего последующего опыта, а также его оценки5. Следовательно, индивиды, рожденные и воспитанные в одной среде (в одинаковых условиях, имеющие общий исторический базис) обладают схожими (приобретенными) диспозициями. 4. Бурдьё П. Практическое чувство. Глава 3. Структура, габитус, практика [Электронный ресурс] / П. Бурдьё // Т. 1. - выпуск 2. - 1998. URL: >>>> (дата обращения: 11.12.2020).

5. Бурдьё П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. [Электронный ресурс] // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — Новосибирск, 1995. URL: >>>> (дата обращения: 15.04.2021).

views: 452

Readers community rating: votes 0

1. Almond G., Verba S. Grazhdanskaya kul'tura : politicheskie ustanovki i demokratiya v pyati stranakh / G. Almond; S. Verba; per. s angl. E. Gendelya. — Moskva : Mysl', 2014. - 500 s.

2. Barrett M. Grazhdanskaya i politicheskaya vovlechennost' molodezhi i global'naya grazhdanstvennost' [Ehlektronnyj resurs] / M. Barrett // Khronika OON // veb-sajt OON. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21743 (data obrascheniya: 20.06.2021).

3. Burd'yo P. Vosproizvodstvo: ehlementy teorii sistemy obrazovaniya / P. Burd'yo, Zh.-K. Passron; [per. N. A. Shmatko]; Mosk. vyssh. shk. sotsial. i ehkon. nauk. M. : Prosveschenie. – 2007. — 267 s.

4. Burd'yo P. Prakticheskoe chuvstvo. Glava 3. Struktura, gabitus, praktika [Ehlektronnyj resurs] / P. Burd'yo // T. 1. - vypusk 2. - 1998. URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (data obrascheniya: 11.12.2020).

5. Burd'yo P. Struktury, Habitus, Praktiki. Sovremennaya sotsial'naya teoriya: Burd'yo, Giddens, Khabermas. [Ehlektronnyj resurs] / P. Burd'yo // Ehlekt­ron­naya publi­ka­tsiya: Tsentr guma­nitar­nykh tekhno­logij. — Novosibirsk, 1995. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/5168 (data obrascheniya: 15.04.2021).

6. Vakan L. Sotsiologiya obrazovaniya P. Burd'e [Ehlektronnyj resurs] / L. Vakan // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2007. – № 6. – C. 93-101. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/859/634/1219/Vakan_11.pdf (data obrascheniya: 11.12.2020).

7. Dal' A. R. Problemy grazhdanskoj kompetentnosti [Ehlektronnyj resurs] / R. A. Dal' // Antologii. Predely vlasti. URL: http://old.russ.ru/antolog/predely/1/dem2-3.htm (data obrascheniya: 26.05.2021).

8. D'yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie: Per. s angl. – M. : Pedagogika – Press. – 2000. – 384 s.

9. Nikovskaya L. I. Povyshenie kul'tury publichnoj politiki - vyzov dlya demokraticheskogo razvitiya Rossii [Ehlektronnyj resurs] / L. I. Nikovskaya, V. N. Yakimets // Vlast'. - № 9. - 2014. - S. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22289490_48336465.pdf (data obrascheniya: 11.12.2020).

10. Proekt gosudarstvennoj programmy «Grazhdanskoe obrazovanie naseleniya Rossijskoj Federatsii na 2005-2008 gody» ot 04.04.2005. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4530.php (data obrascheniya: 06.09.2021).

11. Radikov I. V. Problemy formirovaniya politicheskoj kompetentnosti i demokraticheskikh politicheskikh navykov grazhdan v Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs] / I. V. Radikov // Gumanitarnye nauki v sovremennom vuze: vchera, segodnya, zavtra : materialy III-j mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii : v 2 t., Sankt-Peterburg, 11 dekabrya 2020 goda. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet promyshlennykh tekhnologij i dizajna, 2020. – S. 395-402. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44691158 (data obrascheniya: 26.05.2021).

12. Fursova V. V. Sotsiologiya obrazovaniya: zarubezhnye paradigmy i teorii / V. V. Fursova / Izdatel'stvo: Direkt-Media. – 2013. – 195 s.

Система Orphus

Loading...
Up