К вопросу о формировании культуры публичной политики: роль гражданского образования

 
Код статьиS241328880016805-9-1
DOI10.18254/S241328880016805-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент 2 курса магистратуры, Факультет политологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, улица Смольного 1/3 Подъезд № 7, 191060
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы19-26
Аннотация

В данной статье исследуются возможные пути и способы формирования культуры публичной политики у граждан демократического государства. Были выявлены факторы, оказывающие непосредственное воздействие на формирование и закрепление политических установок и ориентаций в сознании индивида. В статье дан перечень гражданских компетенций, лежащих в основе политической культуры населения, высокий уровень которой необходим для успешного и устойчивого функционирования современной демократической политической системы. Устанавливается, что гражданское образование является основным элементом системы образования и воспитания, отвечающим за формирование политических установок и ориентаций (соответствующих среде), а значит и политической культуры граждан.

Ключевые словаполитическая культура, культура публичной политики, публичная политика, гражданское образование, гражданская компетентность.
Получено16.09.2021
Дата публикации29.12.2021
Кол-во символов20863
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Развитие информационных и коммуникационных технологий, создание цифровой экономики и электронного правительства требуют от каждого из нас овладения новыми компетенциями, знаниями и навыками. В то же время, правительствам всех стран сегодня необходимо находить и развивать новые форматы взаимодействия с гражданами, стремиться к большей открытости и прозрачности. В этой связи, все большее значение приобретает гражданское образование, которое позволяет формировать и развивать необходимые и актуальные для современного общества гражданские компетенции, в частности, такие как умение ориентироваться в многомерном пространстве публичной политики. Под гражданским образованием, в соответствии с определением, содержащимся в Проекте государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005 - 2008 годы», мы понимаем «общественно - государственную, социально – ориентированную систему непрерывного обучения и воспитания, направленную на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства»1. 1. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» от 04.04.2005. URL: >>>> (дата обращения: 06.09.2021).
2

Для демократического общества гражданское образование является важным элементом системы образования, поскольку демократия не может существовать в условиях низкого уровня политической культуры и неразвитости гражданских компетенций у населения. Под политической культурой в работе известных американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы “Гражданская культура” понимается “частота различных видов когнитивных, эмоциональных и оценочных ориентаций по отношению к политической системе в целом, к ее аспектам на «входе» и «выходе», а также к себе как политическому актору”2. Иначе говоря, “термин «политическая культура» отсылает конкретно к политическим ориентациям — установкам по отношению к политической системе и различным ее частям, а также к установкам по отношению к роли собственного «я» в политической системе”3. Однако возникает закономерный вопрос - как политические ориентации и установки формируются и закрепляются в сознании человека?

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура : политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва : Мысль, 2014. - С. 33-34.

3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура : политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва : Мысль, 2014. - С. 28.
3 За ответом на поставленный вопрос мы можем обратиться к предложенному французским социологом П. Бурдьё концепту habitus’a (габитуса) - “системе устойчивых и переносимых диспозиций”4. Данное понятие наделено сложным содержанием, поскольку оно обозначает не только присущие индивиду внутренние схемы восприятия, оценивания и классификации, но и интериоризированные социальные отношения. Согласно теории П. Бурдьё, именно habitus выполнят функцию воспроизводства социальных институтов и практик. Являясь продуктом истории, habitus производит индивидуальные и коллективные практики (в соответствии со схемами, порождаемым историей), обеспечивая таким образом постоянство практик во времени. Основанные на прошлом опыте и порожденные определенным классом условий существования (средой) структуры habitus’a представляют собой базис восприятия индивидом всего последующего опыта, а также его оценки5. Следовательно, индивиды, рожденные и воспитанные в одной среде (в одинаковых условиях, имеющие общий исторический базис) обладают схожими (приобретенными) диспозициями. 4. Бурдьё П. Практическое чувство. Глава 3. Структура, габитус, практика [Электронный ресурс] / П. Бурдьё // Т. 1. - выпуск 2. - 1998. URL: >>>> (дата обращения: 11.12.2020).

5. Бурдьё П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. [Электронный ресурс] // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — Новосибирск, 1995. URL: >>>> (дата обращения: 15.04.2021).

всего просмотров: 453

Оценка читателей: голосов 0

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура : политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва : Мысль, 2014. - 500 с.

2. Барретт М. Гражданская и политическая вовлеченность молодежи и глобальная гражданственность [Электронный ресурс] / М. Барретт // Хроника ООН // веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21743 (дата обращения: 20.06.2021).

3. Бурдьё П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / П. Бурдьё, Ж.-К. Пассрон; [пер. Н. А. Шматко]; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М. : Просвещение. – 2007. — 267 с.

4. Бурдьё П. Практическое чувство. Глава 3. Структура, габитус, практика [Электронный ресурс] / П. Бурдьё // Т. 1. - выпуск 2. - 1998. URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 11.12.2020).

5. Бурдьё П. Структуры, Habitus, Практики. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. [Электронный ресурс] / П. Бурдьё // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — Новосибирск, 1995. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/5168 (дата обращения: 15.04.2021).

6. Вакан Л. Социология образования П. Бурдье [Электронный ресурс] / Л. Вакан // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – C. 93-101. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/859/634/1219/Vakan_11.pdf (дата обращения: 11.12.2020).

7. Даль А. Р. Проблемы гражданской компетентности [Электронный ресурс] / Р. А. Даль // Антологии. Пределы власти. URL: http://old.russ.ru/antolog/predely/1/dem2-3.htm (дата обращения: 26.05.2021).

8. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. – М. : Педагогика – Пресс. – 2000. – 384 с.

9. Никовская Л. И. Повышение культуры публичной политики - вызов для демократического развития России [Электронный ресурс] / Л. И. Никовская, В. Н. Якимец // Власть. - № 9. - 2014. - С. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22289490_48336465.pdf (дата обращения: 11.12.2020).

10. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» от 04.04.2005. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4530.php (дата обращения: 06.09.2021).

11. Радиков И. В. Проблемы формирования политической компетентности и демократических политических навыков граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы III-й международной научной конференции : в 2 т., Санкт-Петербург, 11 декабря 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 395-402. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44691158 (дата обращения: 26.05.2021).

12. Фурсова В. В. Социология образования: зарубежные парадигмы и теории / В. В. Фурсова / Издательство: Директ-Медиа. – 2013. – 195 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх