Protection of the rights of minors within the framework of school mediation services

 
PIIS241328880015557-6-1
DOI10.18254/S241328880015557-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Altai branch of RANEPA
Address: Russian Federation, Barnaul
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Pages8-13
Abstract

The present work is devoted to mediation as an additional non-judicial method of alternative dispute resolution, exactly its sub-institute-school mediation, which is one of the components of the mechanism for protecting the rights of minors. The paper provides a definition of the term school mediation, defines its role in the educational organization, analyzes the need and feasibility of the widespread introduction of school mediation services.

Keywordsmediation, school mediation service, educational activity, protection of the rights of minors
Received08.07.2021
Publication date04.10.2021
Number of characters10690
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 О медиации в России известно уже достаточно давно, однако законодательно данный институт был закреплён совсем недавно. С 1 января 2011 г. законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация была введена в действие, что стало дополнительным внесудебным способом альтернативного разрешения споров.
2 Названная процедура может применяться в самых различных ситуациях. А именно: при разрешении трудовых, гражданско-правовых, семейных споров1, и даже споров об интеллектуальной собственности, которую правоприменители склоны относить к категории наиболее сложных дел2. Институт примирения предусмотрен и в уголовном процессе. Такой широкий спектр случаев применения медиации вполне обоснован. Она имеет множество преимуществ, таких как экономичность, оперативность и конфиденциальность, и особенно перспективна в случаях, когда необходимо сохранить положительные отношения между сторонами спора или когда переговоры зашли в тупик3. 1. Дмитриева, О.А. Некоторые аспекты образовательных моделей подготовки медиаторов в странах англо-американской и романо-германской правовых семей: монография/ О.А. Дмитриева, Д.Г. Коровяковский. Журнал «Образование и право». -2016. -№ 5.

2. Серго, А. Медиация в спорах об интеллектуальной собственности: монография/ А. Серго. Журнал «Авторское право и смежные права». -2017. -№ 1.

3. Максуров, А.А. Медиация в праве: юридическая технология медиативных процедур: монография/ А.А. Максуров. «ЭкООнис». -2014.
3 Тем не менее, несмотря на законодательное закрепление института медиации и на возможность его широкого применения, многие теоретики и практики не разделяют оптимистических взглядов, говоря о его «правовой провальности». Причиной этому выступает целое множество факторов. Так, например, медиация, призванная, в частности, для того, чтобы разгрузить суды, не приносит ожидаемых результатов, поскольку лишь малая часть спорящих сторон желает разрешить спор в порядке, отличном от судебного. Однако не стоит на данном этапе констатировать неудачу внедрения медиации. Вполне ясно, что внедрение значимых институтов в систему законодательства Российской Федерации никогда не происходило молниеносно. От легального закрепления до эффективного применения лежит долгий путь, длительность которого во многом зависит от самих граждан. Таким образом, не стоит отказываться от института медиации, но и, наоборот, необходимо уделять ему большее внимание: анализировать практику правоприменения, выявлять существующие проблемы, предлагать пути их решения и т.д.
4 Очевидно, что институт медиации довольно универсален. Он может применяться при разнообразных правоотношениях, а круг потенциальных субъектов очень широк. Разумно подробно рассмотреть подинститут медиации – школьную медиацию, а также её роль в защите прав несовершеннолетних.
5 Школьная медиация – это многогранное понятие, а не определённый термин4. М.Ю. Шамрин раскрывает его как 1) процедуру разрешения конфликта, 2) механизм примирения сторон, 3) инструмент повышения правовой культуры обучающихся 4) инновационную воспитательную технологию5. Научный руководитель Центра медиации и права Ц. Шамликашвили определяет его как учебную технологию, играющую важную роль в воспитании и формировании личности ребенка6. С.В. Соловьева и Е.В. Ершова считают, что это создание взаимопонимания между взрослыми, детьми и педагогами7. 4. Ершова, Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия: монография/ С.В. Соловьёва, Е.В. Ершова. Журнал «Право». -2014. -№ 3.

5. Шамрин, М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребёнка: историко-теоретический аспект: монография (под. ред. Д.К. Нечевина). –Изд-во ТулГУ. -2015.

6. Шамликашвили, Ц. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант» >>>>

7. Ершова, Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия: монография/ С.В. Соловьёва, Е.В. Ершова. Журнал «Право». -2014. -№ 3.

views: 319

Readers community rating: votes 0

1. Atagimova, E.V. Nemnogo o pravovom vospitanii: metodicheskie rekomendatsii po pravovomu vospitaniyu uchaschikhsya v nachal'noj shkole/ Eh.I. Atagimova, E.V. Gorbacheva, A.A. Savichev, I.N. Fedorov. — M.: FBU NTsPI pri Minyuste Rossii, -2016.

2. Dmitrieva, O.A. Nekotorye aspekty obrazovatel'nykh modelej podgotovki mediatorov v stranakh anglo-amerikanskoj i romano-germanskoj pravovykh semej: monografiya/ O.A. Dmitrieva, D.G. Korovyakovskij. Zhurnal «Obrazovanie i pravo». -2016. -№ 5.

3. Ershova, E.V. Shkol'naya sluzhba mediatsii kak institut vosstanovitel'nogo pravosudiya: monografiya/ S.V. Solov'yova, E.V. Ershova. Zhurnal «Pravo». -2014. -№ 3.

4. Kuroedova, K.I. Podgotovka podrostkov k rabote v shkol'noj sluzhbe primireniya (mediatsii): monografiya/ K.I. Kuroedova. Zhurnal «Nauchnyj potentsial». -2021. -№ 1-1 (32).

5. Kushekova, B.K. Osobennosti organizatsii deyatel'nosti sluzhby shkol'noj mediatsii: monografiya/ B.K. Kushekova. Zhurnal «Perspektivy nauki». -2020. -№ 9 (132).

6. Maksurov, A.A. Mediatsiya v prave: yuridicheskaya tekhnologiya mediativnykh protsedur: monografiya/ A.A. Maksurov. «EhkOOnis». -2014.

7. Minkina, N.I. Mediatsiya: pervye itogi/ N.I. Minkina. Zhurnal «EhZh-Yurist». -2014. -№ 36.

8. Sergo, A. Mediatsiya v sporakh ob intellektual'noj sobstvennosti: monografiya/ A. Sergo. Zhurnal «Avtorskoe pravo i smezhnye prava». -2017. -№ 1.

9. Shamlikashvili, Ts. Shkol'naya mediatsiya kak dejstvennyj instrument v zaschite prav detej. [Ehlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Garant» http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/

10. Shamrin, M.Yu. Administrativno-pravovoj status Upolnomochennogo po pravam rebyonka: istoriko-teoreticheskij aspekt: monografiya (pod. red. D.K. Nechevina). –Izd-vo TulGU. -2015.

Система Orphus

Loading...
Up