Защита прав несовершеннолетних в рамках деятельности служб школьной медиации

 
Код статьиS241328880015557-6-1
DOI10.18254/S241328880015557-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Алтайский филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, г. Барнаул
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы8-13
Аннотация

Настоящая работа посвящена медиации как дополнительному внесудебному способу альтернативного разрешения споров, в точности ее подинституту – школьной медиации, являющейся одной из составляющих механизма защиты прав несовершеннолетних. В работе приводится определение термина школьная медиации, определяется ее роль в образовательной организации, проводится анализ необходимости и целесообразности повсеместного внедрения служб школьной медиации.

Ключевые словамедиация, служба школьной медиации, образовательная деятельность, защита прав несовершеннолетних
Получено08.07.2021
Дата публикации04.10.2021
Кол-во символов10690
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 О медиации в России известно уже достаточно давно, однако законодательно данный институт был закреплён совсем недавно. С 1 января 2011 г. законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация была введена в действие, что стало дополнительным внесудебным способом альтернативного разрешения споров.
2 Названная процедура может применяться в самых различных ситуациях. А именно: при разрешении трудовых, гражданско-правовых, семейных споров1, и даже споров об интеллектуальной собственности, которую правоприменители склоны относить к категории наиболее сложных дел2. Институт примирения предусмотрен и в уголовном процессе. Такой широкий спектр случаев применения медиации вполне обоснован. Она имеет множество преимуществ, таких как экономичность, оперативность и конфиденциальность, и особенно перспективна в случаях, когда необходимо сохранить положительные отношения между сторонами спора или когда переговоры зашли в тупик3. 1. Дмитриева, О.А. Некоторые аспекты образовательных моделей подготовки медиаторов в странах англо-американской и романо-германской правовых семей: монография/ О.А. Дмитриева, Д.Г. Коровяковский. Журнал «Образование и право». -2016. -№ 5.

2. Серго, А. Медиация в спорах об интеллектуальной собственности: монография/ А. Серго. Журнал «Авторское право и смежные права». -2017. -№ 1.

3. Максуров, А.А. Медиация в праве: юридическая технология медиативных процедур: монография/ А.А. Максуров. «ЭкООнис». -2014.
3 Тем не менее, несмотря на законодательное закрепление института медиации и на возможность его широкого применения, многие теоретики и практики не разделяют оптимистических взглядов, говоря о его «правовой провальности». Причиной этому выступает целое множество факторов. Так, например, медиация, призванная, в частности, для того, чтобы разгрузить суды, не приносит ожидаемых результатов, поскольку лишь малая часть спорящих сторон желает разрешить спор в порядке, отличном от судебного. Однако не стоит на данном этапе констатировать неудачу внедрения медиации. Вполне ясно, что внедрение значимых институтов в систему законодательства Российской Федерации никогда не происходило молниеносно. От легального закрепления до эффективного применения лежит долгий путь, длительность которого во многом зависит от самих граждан. Таким образом, не стоит отказываться от института медиации, но и, наоборот, необходимо уделять ему большее внимание: анализировать практику правоприменения, выявлять существующие проблемы, предлагать пути их решения и т.д.
4 Очевидно, что институт медиации довольно универсален. Он может применяться при разнообразных правоотношениях, а круг потенциальных субъектов очень широк. Разумно подробно рассмотреть подинститут медиации – школьную медиацию, а также её роль в защите прав несовершеннолетних.
5 Школьная медиация – это многогранное понятие, а не определённый термин4. М.Ю. Шамрин раскрывает его как 1) процедуру разрешения конфликта, 2) механизм примирения сторон, 3) инструмент повышения правовой культуры обучающихся 4) инновационную воспитательную технологию5. Научный руководитель Центра медиации и права Ц. Шамликашвили определяет его как учебную технологию, играющую важную роль в воспитании и формировании личности ребенка6. С.В. Соловьева и Е.В. Ершова считают, что это создание взаимопонимания между взрослыми, детьми и педагогами7. 4. Ершова, Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия: монография/ С.В. Соловьёва, Е.В. Ершова. Журнал «Право». -2014. -№ 3.

5. Шамрин, М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребёнка: историко-теоретический аспект: монография (под. ред. Д.К. Нечевина). –Изд-во ТулГУ. -2015.

6. Шамликашвили, Ц. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант» >>>>

7. Ершова, Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия: монография/ С.В. Соловьёва, Е.В. Ершова. Журнал «Право». -2014. -№ 3.

всего просмотров: 317

Оценка читателей: голосов 0

1. Атагимова, Е.В. Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе/ Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева, А.А. Савичев, И.Н. Федоров. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, -2016.

2. Дмитриева, О.А. Некоторые аспекты образовательных моделей подготовки медиаторов в странах англо-американской и романо-германской правовых семей: монография/ О.А. Дмитриева, Д.Г. Коровяковский. Журнал «Образование и право». -2016. -№ 5.

3. Ершова, Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия: монография/ С.В. Соловьёва, Е.В. Ершова. Журнал «Право». -2014. -№ 3.

4. Куроедова, К.И. Подготовка подростков к работе в школьной службе примирения (медиации): монография/ К.И. Куроедова. Журнал «Научный потенциал». -2021. -№ 1-1 (32).

5. Кушекова, Б.К. Особенности организации деятельности службы школьной медиации: монография/ Б.К. Кушекова. Журнал «Перспективы науки». -2020. -№ 9 (132).

6. Максуров, А.А. Медиация в праве: юридическая технология медиативных процедур: монография/ А.А. Максуров. «ЭкООнис». -2014.

7. Минкина, Н.И. Медиация: первые итоги/ Н.И. Минкина. Журнал «ЭЖ-Юрист». -2014. -№ 36.

8. Серго, А. Медиация в спорах об интеллектуальной собственности: монография/ А. Серго. Журнал «Авторское право и смежные права». -2017. -№ 1.

9. Шамликашвили, Ц. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант» http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/

10. Шамрин, М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребёнка: историко-теоретический аспект: монография (под. ред. Д.К. Нечевина). –Изд-во ТулГУ. -2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх