Особенности и тенденции развития гражданско-правовой охраны частной жизни граждан в РФ

 
Код статьиS241328880015539-6-1
DOI10.18254/S241328880015539-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы43-48
Аннотация

Информатизация общества влияет на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на частную жизнь людей. Вместе с новыми способами коммуникации и взаимодействия, появляются новые формы посягательств на личные данные. Соответственно, возрастает потребность в защите права на неприкосновенность частной жизни как с помощью нормативно-правового регулирования, так и при помощи технических средств. В статье рассматриваются наиболее острые проблемы и особенности гражданско-правовой охраны частной жизни в России на данный момент.

Ключевые слованематериальные блага, личные неимущественные права, право на неприкосновенность частной жизни, защита персональных данных, судебная защита права на неприкосновенность частной жизни
Получено05.08.2021
Дата публикации04.10.2021
Кол-во символов13018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Право на неприкосновенность частной жизни - одно из основополагающих естественных прав человека, предполагающее запрет со стороны любых лиц, в том числе государственных органов и должностных лиц, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, а также возможность каждого субъекта контролировать информацию о самом себе и предусматривающее юридическую ответственность за его нарушение.
2 Частная жизнь охватывает множество сфер жизнедеятельности каждого человека: от фотографий и личных сведений, на публикацию которых обязательно согласие лица, до генетической информации и сексуальной ориентации. Из этих примеров вытекает несколько особенностей института неприкосновенности частной жизни.
3 Во-первых, сознательное сохранение в тайне подобных сведений. То есть каждый сам вправе выбрать, что оставить в тайне, а что можно сделать достоянием общественности. При этом, добровольное согласие на раскрытие личной информации может обернуться неприятными последствиями. Например, совершение каминг-аута (признание человеком на публику своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству) может спровоцировать других людей (особенно в тех странах, где к меньшинствам относятся негативно) как на оскорбления и унижения, так и на физическую расправу. Понятно, что такое агрессивное поведение непозволительно, однако нужно всегда быть готовым к подобным последствиям.
4 Во-вторых, обеспечение неприкосновенности частной жизни - забота не только государства, но и самого человека. Если человек приобретает известность, то он должен понимать, что государство никак не сможет повлиять на повышенный интерес СМИ и публики. Это обратная сторона медали известности, с которой каждый разбирается самостоятельно.
5 В-третьих, неравенство объема информации, подпадающей под частную жизнь, между публичными лицами. Мы не можем равнозначно оценивать жизнедеятельность публичной фигуры или знаменитости так же, как госслужащего. На представителе власти лежит множество ограничений, касающихся частной жизни, поскольку он влияет на политическую жизнь и критически важно, чтобы свою работу он выполнял честно и открыто. К такой информации относятся: сведения о доходах, имуществе, образовании, политических взглядах, о наличии иностранного гражданства и др. В российской практике при рассмотрении дел по защите чести, достоинства, деловой репутации политических деятелей суды опираются на ст. IV Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации1, согласно которой политические деятели должны принять общественный контроль и критику в свой адрес в отношении того, как они исполняют свои функции и в тех пределах, в которых возможно обеспечить прозрачность и качество выполнения ими своих функций. 1. Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)

всего просмотров: 398

Оценка читателей: голосов 0

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Российская газета". - 08.12.1994. - № 238-239.

2. Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)

3. Правила пользования Сайтом ВКонтакте [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВКонтакте. – Режим доступа: https://vk.com/terms (дата обращения: 10.05.2021)

4. Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 12.11.2019 по делу № 2-9482/2019 // ГАС РФ «Правосудие».

5. Решение Щелковского городского суда Московской области от 27.12.2019 по делу №2-6680/2019 // ГАС РФ «Правосудие».

6. Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2019 по делу № 2-8287/2019 // ГАС РФ «Правосудие».

7. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О связи" // "Российская газета". - 10.07.2003. - № 135.

8. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Российская газета". - 26.04.1995. - № 82.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх