Торговая деятельность гостиной сотни Юга России на рубеже XVII – XVIII веков

 
Код статьиS241328880013316-1-1
DOI10.18254/S241328880013316-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский Государственный Университет им. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

Данная статья освящает особенности торговли различных по виду и товарной специализации групп Гостиной сотни юга как отображения функционирования торговли на рубеже XVII – XVIII веков. Автор затрагивает роль лавок, которые стали определяющими для данного региона в общем доходе и условия торговли в отъезд, которая приносила больше всего прибыли, но несла за собой и немалые риски.

Ключевые словагостиная сотня, торговля, юг России, купцы
Получено31.12.2020
Дата публикации31.12.2020
Кол-во символов10170
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Гостиная сотня - привилегированная корпорация русских купцов в конце XVI - начале XVIII вв., 2-я после гостей по богатству её членов и значению. В Гостиную сотню правительство зачисляло торговых людей из посада и крестьян. Члены корпорации освобождались от государственного тягла, исключались из юрисдикции местных властей и получали иные привилегии.
2 Юг России, хоть и отражает механизмы и внутренние взаимосвязи рынка и государства, никогда не славился большим имущественным расслоением купцов, не отмечалось большое количество богатых родов и фамилий, как это было с Центральным регионом или Поволжьем, привлекающих внимание исследователей, главный по численности торговый контингент составляли служилые люди (не только приборные, но и по отечеству)1. 1. Заозерская, Е. И. Торги и промыслы гостиной сотни Среднего Поволжья на рубеже XVII-XVIII вв../Петр Великий. Сборник статей. Т.1/ М.-Л., 1947. С. 14
3 В конце 17 – нач. 18 вв. о повышении активности купечества свидетельствует увеличение в южных городах фамилий купцов, записанных в Гостиную сотню2. В данной статье мы попытаемся разобраться с особенностями торговли различных по виду и товарной специализации групп гостиной сотни юга и причинах, которые могли этому способствовать. 2. Голикова, Н. Б. К вопросу о составе русского купечества во второй половине XVII - первой четверти XVIII в./Русский город. Вып. 3./ – М: Изд-во Московского университета, 1980. С. 33
4 Торговля в отъезд – зачастую, именно в ней участвуют наибольшие партии и прибыли, поэтому именно с нее стоит начать рассмотрение данного вопроса. Около 46% процентов членов гостиной сотни торгуют именно в отъезд, хотя, стоит учесть, что 29 % при этом имели лавки, скамьи или мельницы, торгуя на месте или сдавая их в аренду3. Среди купечества как категории людей, систематически занимающихся торговлей, прежде всего, выделялись лица, ведущие отъезжий торг. Закупки в городах, населенных пунктах и на ярмарках. В основе лежала скупка и продажа оптом, розничная имела второстепенное значение. Именно отъезжая торговля остается наиболее прибыльным видом, так как приносит, согласно «Сказкам торговых людей о торгах и промыслах 1704 г.» от 50 рублей4 до 2000 рублей5. 3. Сказки торговых людей о торгах и промыслах 1704 г. Ч. II, М., 1984

4. Там же. С. 241

5. Там же. С. 246
5 У них, естественно, существовала специализация, однако стоит и некие традиции в торговле у отдельных родов: часто братья, такие, как, например, Василий и Аким Гагины6, дав разные сказки, что предполагает их несовместную торговлю, продавали один и тот же товар. Похожие случаи мы видим в случае с братьями Чамовыми7, которые продавали пенку и юфть. Наиболее выгодно было продавать сукно, так как прибыли с него было больше всего, однако и на приобретение оного требовались немалые деньги, что мог позволить не каждый. Поэтому более традиционными предметами для торговли в отъезд для южного региона по убывающей служили «москатильные» товары (бытовая химия, краски, клей и т.д.), на равном уровне пенька, юфть, мед, воск, хлеб, рожь и пшеница, меньше всего специализировались на сукне (известен только один случай братьев Шелеховых). Чаще члены гостиной сотни тратили вырученные деньги на закупку новой партии товара, что примечательно, не отрекаясь от своей специализации. Такая логика понятна и естественна, ведь в силу специализации нарабатывались связи и опыт, которые помогали при конкуренции. Хотя, порой, когда надо было выручить денег для жизни быстро, некоторые, такие, как Бесчастные8, Шанин9, Чамовы10 брались за торговлю чем-то иным: перевозками, арендой лавок или занятием капиталов. 6. Там же. С. 248

7. Там же. С. 238

8. Там же. С. 216

9. Там же. С. 301

10. Там же. С. 262

всего просмотров: 612

Оценка читателей: голосов 0

1. Заозерская, Е. И. Торги и промыслы гостиной сотни Среднего Поволжья на рубеже XVII-XVIII вв../Петр Великий. Сборник статей. Т.1/ М.-Л., 1947

2. Голикова, Н. Б. К вопросу о составе русского купечества во второй половине XVII - первой четверти XVIII в./Русский город. Вып. 3./ – М: Изд-во Московского университета, 1980

3. Сказки торговых людей о торгах и промыслах 1704 г. Ч. II, М., 1984

Система Orphus

Загрузка...
Вверх