State development in the context of the development of the digital economy

 
PIIS241328880013309-3-1
DOI10.18254/S241328880013309-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow regional branch of RANEPA
Address: Russian Federation, Moscow region, Krasnogorsk, Rechnaya st., 8, building 1
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Abstract

The article is devoted to the problem of introduction of information technologies in the system of public administration. This article describes the main prerequisites for the transition from the "service management" model to the "United government" model, shows the role of the digital economy in the context of pandemics on the example of the growing financial and economic crisis caused by the spread of coronavirus. The key positive and negative aspects of the Informatization process are also highlighted.

Keywordsinformation technologies; digital economy; Internet; government; risk; public administration
Received31.12.2020
Publication date31.12.2020
Number of characters11701
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Преобразующее влияние цифровизации сказывается практически на всех сферах жизни общества. Более того, цифровизация может рассматриваться как глобальный вызов развитию территориальных социально-экономических систем. Активное развитие социально-экономической сферы на базе цифровых технологий привело к возникновению нового этапа эволюции территориальных социально-экономических систем – цифровой экономике.
2 В особенности развитие цифровой экономики актуально в условиях глобальных пандемий, в том числе в условиях распространения коронавируса, поскольку возрастает значение дистанционного обучения и работы, интернет-торговли и безналичных расчетов в целях профилактики инфекционных заболеваний и снижения скорости и масштабов их распространения.
3 В настоящее время не использует понятие «электрическая экономика» или «паровая экономика», чтобы обозначить предыдущие экономические революции, предпочитая взамен обозначать данные действия точными технологиями, которые возникли для этой цели.
4 Экономическая модель, которая характеризуется второй научно-технической революцией, возникла в XX веке и называлась индустриальной или конвейерной. Сейчас пришло время цифровой экономики, что связано с развитием цифровых технологий и её непосредственным влиянием на глобализацию, диджитализацию и т.д.
5 На современном этапе мировая экономика вступает в новый этап цифрового развития, который характеризуется в том числе государственным управлением. На сегодняшний день Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики- ее доля составляет порядка 4% ВВП страны, что почти в 2 раза ниже, чем у стран-лидеров. Однако уже сейчас заметен ряд положительных тенденций, так объем цифровой экономики в последние годы устойчиво растет. Только за период 2011-2015 годов на цифровую экономику пришлось 24% общего прироста ВВП России1. 1. Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный Банк. М., 2016.
6 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальных программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Основными целями программы являются: создание условий для развития высокотехнологичных отраслей; повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и усиление позиций на мировом рынке.
7 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Анализ текста стратегии позволяет выделить ряд интересных показателей. Согласно документу, в 2024 г. должны выйти на рынок не меньше десяти национальных компаний-лидеров (среди операторов экосистем), которые смогли бы конкурировать на мировых рынках. Отмечается, что к этому же году в стране должны функционировать 10 цифровых платформ для базовых областей экономики: в цифровом образовании, цифровом здравоохранении, для создания «умного города». Кроме того, в сфере цифровых услуг успешное функционирование должны осуществлять не меньше 500 малых и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания цифровых услуг. В программе также указано, что количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет будет составлять 120 тыс. в год. А количество выпускников, обладающих профессиональными знаниями на среднем уровне, должно составлять 800 тыс. в год. Акцент в программе ставится на построении инфраструктуры, которая необходима при создании и функционировании цифровой экономики. Прежде всего, это центры обработки данных, сети связи и доступ к интернету. По сути, данная программа представляет список нормативно закрепленных целей (на горизонте до 2024 г.) развития цифровой экономики в России, а конкретные мероприятия, инструменты их реализации и источники финансирования будут утверждаться регулярно пересматриваемым трехлетним планом правительства.

views: 590

Readers community rating: votes 0

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электронный ресурс] // Консультант Плюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 17.11.20)

2. Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный Банк. М. 2016

3. Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых: сборник статей и тезисов докладов XV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (26 февраля 2019 г.) / Уральский филиал Финуниверситета. М.: Издательство «Перо». 2019

4. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития. Управленческое консультирование. 2019. №4. С.38-49

5. Городецкий А.Е Государственное управление и экономическая безопасность. О дисфункциях государственного управления // Аудит и финансовый анализ 2016. №6. С. 426-436

6. Заржицкий И. Какие риски несет цифровая экономика // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2018. №3 С. 74-78

Система Orphus

Loading...
Up