About relativity of some aspects of the dichotomy in the East-West model

 
PIIS241328880013308-2-1
DOI10.18254/S241328880013308-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow, Maronovsky lane, 26
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Abstract

The overview report considers the dichotomy in the East-West model on the subject of the relativity of this dichotomy as model, image, phenomenon of socially constructed reality on material of concrete historical and modern cases.

 
Keywordseast-west dichotomy, model, civilization, culture, similarity, difference
Received31.12.2020
Publication date31.12.2020
Number of characters14255
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В настоящее время Россия и её общество, пройдя «яму» периода Перестройки и накопив потенциал к развитию, находятся перед проблемой выбора пути и ориентиров для него. В этой связи становится актуальным определение и осмысление неразрывно связанных социально-политической, экономической, социокультурной и историко-культурной специфик стран Запада и Востока, а также положения и потенциала развития России в данной системе. Но для этого необходимо сначала рассмотреть дихотомию между Западом и Востоком, определить, чем она является более: существующей в действительности структурой или моделью, образом, и можно ли говорить о пограничном положении некоторых стран в ней.
2 Дихотомия между Востоком и Западом существует как структура в различии типов их культур (в смысле существования явлений, которые мы пытаемся описать как данную структуру), а также как социальная конструкция (по П. Бергеру, Т. Лукману1) понимания данного различия. Обыденный уровень этого понимания ограничен языком общественных стереотипов, но если попытаться выявить данную дихотомию как структуру научными методами, то мы также окажемся ограничены тем, что сама наука при своем стремлении к объективности, являясь культурной формой Западной и вестернизированных/глобализированных культур, может описывать культуры Востока и Запада с позиций своих. При попытке использования культурных форм культур Востока для описания этой дихотомии по аналогичным причинам невозможно добиться её объективного описания. Ввиду данных методологических причин само наше представление о дихотомии между Западом и Востоком относительно, как и его осмысление в нашем докладе. 1. См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. Е.Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
3 Современная эпоха Постмодерна также накладывает препятствия к проявлениям дихотомии в модели «Восток — Запад» и её чувствованию: стиль эпохи — Постмодернизм эклектичен, что делает его относительно универсальным, но, в отличие от предыдущих течений, он полностью ризомен, «толерантен», развлекателен, несерьёзен, ироничен, и не позволяет построить целостную картину мира, поместить в неё рассматриваемое и выбрать вектор последовательных действий в его отношении. Эти подходы Постмодернизма затрудняют в нём структурные проявления и их рассмотрение. Также постмодернистские формы выражения информации такие, как, например, «постирония», «постправда» затрудняют сведение транслируемых сообщений к любой оппозиции, в том числе к рассматриваемой нами дихотомии. Не смотря на кажущуюся несерьезность сферы применения этих форм, они находят применение в политических акциях, освещаемых в СМИ, попадая в область действия рассматриваемой нами дихотомии.
4 Ещё одной проблемой в исследовании современного состояния дихотомии «Восток — Запад» является её существование в условиях цифровой и массовой культур. Дихотомия как конструкция понимания (а также поведенческая структура) находит свои проявления (порой имплицитно) в том числе в таких их формах, как индустрии компьютерных игр и порнографии, социальные медиа и мессенджеры. Эти формы культуры являются очень востребованными и, ввиду своей китчевости и доступности, имеют потенциал к трансляции культурных стереотипов, но содержат препятствия к изучению своей прагматики ввиду их приватности, связанной с конфиденциальностью персональных данных и отношению общества к их аморальности и/или криминализированности положения в нём, а также «игровой несерьезности».

views: 568

Readers community rating: votes 0

1. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya / Per. E.D. Rutkevich. — M.: Medium, 1995. — 323 s.

2. Nikishin V.O. Tsitseron i greki // Studia historica. – 2011. – Vyp. XI. – S. 167-189.

3. Pavlova S. "Zhivy vopreki". Sto let sovetskoj kampanii raskazachivaniya. – Tekst: ehlektronnyj // Radio Svoboda. – URL: https://www.svoboda.org/a/29730290.html (data obrascheniya: 06.11.2020).

4. Red'yard Kipling. Stikhi. – Tekst: ehlektronnyj // Lib.ru. – URL: http://lib.ru/KIPLING/zapowed.txt (data obrascheniya 24.11.2019).

5. Svistunova I.A. Vizantijskie issledovaniya v Turtsii: istoriya i sovremennost'. – Tekst: ehlektronnyj // Kul'turologicheskij zhurnal. – 2019. – 3 (37). – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/481.html&j_id=40 (data obrascheniya 24.11.2019).

6. Tojnbi A.Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii. Mir i Zapad: per. s angl. – M.: ACT: Astrel'; Vladimir: VKT, 2011. – 318 s.

7. Urushadze A.T. Vol'naya voda: Istorii bor'by za svobodu na Donu. – M.: NLO, 2020. – 304 s.

8. Ehpos o Gil'gameshe: («O vse vidavshem») / Otv. red. V.V. Struve; Per. s akkad. I.M. D'yakonova. – SPb.: Nauka, 2006. – 212 s.

Система Orphus

Loading...
Up