Российская цивилизация: проблема определения и специфика развития

 
Код статьиS241328880013303-7-1
DOI10.18254/S241328880013303-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

Данная статья посвящена анализу российской цивилизации как самостоятельного явления. Рассмотрены ее ключевые черт, среди которых выделяют этатизм, роль церкви, институт семьи, внутреннюю поляризованность и этнокультурное многообразие, а также бинарность, которая обусловлена соединением черт западной и восточной культур. Сделан вывод о необходимости продолжения политики, нацеленной на развитие самосознания и самопознания российского народа.

Ключевые словацивилизация, российская цивилизация, цивилизационная идентификация, российский цивилизационный код, базисные ценности, цивилизация-государство
Получено31.12.2020
Дата публикации31.12.2020
Кол-во символов9557
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Вопрос цивилизационной модели развития для России не является новым. Дилемма между западным и самобытным путями зародилась в нашей стране еще в начале XIX века, когда на российской почве возникли две идеологии: либеральная, предлагавшая заимствовать и следовать западной модели развития и консервативная или же охранительная, которая видела путь процветания страны в сохранении и развитии своих особенностей. В дальнейшем споры только развивались, их перенимали новые течения, как западники и славянофилы. Точка в данном вопросе была поставлена реформами Александра II, который предполагал гармоничное развитие России как части западной цивилизации. Казалось, что вопрос выбора цивилизационного пути закрыт, однако, как показала история, это был ошибочный вывод.
2 В настоящее время проблема определения сущности российской цивилизации является объектом многочисленных научных исследований различных направлений. Одной из главных сторон данной проблемы является определение соотношения российской цивилизации как с евро-атлантической, так и с азиатской цивилизациями. С давних пор многими исследователями была обозначена тенденция на определение России как части западной цивилизации, но с явным отставанием в развитии и освоении принципиальных базисов данной культуры. Эта направленность характеризуется навязыванием России комплекса цивилизационной неполноценности, отсталости, необходимости постоянно догонять «более развитые» страны. Все попытки стать частью Запада и перенять этот цивилизационный код всегда приносили массу разрушительных последствий. Все это влияло на российский народ в негативном ключе, затрудняя и осложняя процесс цивилизационной идентификации и определения своей идентичности.
3

С 2000 года в России был взят курс на определения своего самобытного пути, развитие самосознания и самопознания российского народа.1 Однако в науке до сих пор вопрос о российской цивилизации является неразрешенным. Вновь возродились два лагеря по типу западников и славянофилов в XIX веке, которые придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Одни считают, что российской цивилизации как отдельной не существует, для них Россия – часть западного мира, которая отстает в развитии от передовых стран данной цивилизации.2 Сторонники данной позиции считают, что в ближайшем будущем Россия полностью вольется в западную цивилизацию.3

1. Никонов В.А. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2020. С. 256.

2. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. №6. 1996. С. 44-57.

3. Межуев В.М. Есть ли у России своей «цивилизационный код» и в чем он может заключаться // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 39.
4 Противоположный лагерь по-иному представляет себе Россию. Исследователи данного направления считают, что Россия – уникальная и самобытная страна, которая имеет свой «цивилизационный код».4 Среди особенностей российский цивилизации обычно выделяют значительную роль государства, РПЦ, института семьи, бинарность, обусловленную соединением черт Востока и Запада, внутреннюю поляризованность культуры, уникальный этнокультурный потенциал и многовековые традиции народов страны. 4. Бродель Ф. Грамматика цивилизации. М.: Весь МИР, 2008. С. 552.

всего просмотров: 2716

Оценка читателей: голосов 0

1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь Мир, 2008. С.552

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Институт русской цивилизации, 2008. С.463

3. Никонов В.А. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 2020. 256 С.

4. Путин В. В. Россия сосредоточивается. Ориентиры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. С.128

5. Межуев В.М. Есть ли у России свой «цивилизационный код» и в чём он может заключаться // Вопр. философии. 2018. № 7. С.39

6. Пантин В.И. Национально-цивилизационная идентичность: специфика России // Политическая экспертиза. 2011. № 2. С.42-51

7. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. 1996. №6. С.44-57

8. Щипков А.В. Понятие «код» в рамках современного цивилизационного подхода // Вопросы философии. 2018. № 7. С.28-34.

9. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс] // Администрация Президента России / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49733 (дата обращения 01.11.2020)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх