Проблема демаркации науки: знание и творчество

 
Код статьиS241328880013247-5-1
DOI10.18254/S241328880013247-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В статье рассматривается влияние проблемы поиска критериев научности на решение вопроса о роли творчества в исследовательской деятельности. В этой связи выделяются два противоположных представления о соотношении знания и творчества. Первое предполагает различение этих феноменов и воплощается в концепции К. Поппера. В рамках другого подхода отвергается идея строгих критериев научности, а четкая граница между познанием и творчеством исчезает.

Ключевые словадемаркация науки, фальсификация, научное творчество, К. Поппер, личностное знание, эпистемологический анархизм, несоизмеримость
Получено29.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов22277
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Впервые вопрос о границах научного познания возник в Древней Греции в связи с ранними натурфилософами, которые стремились дать естественное объяснение природных процессов. Эти попытки понять устройство космоса противоречили друг другу, поскольку каждая из них была приемлема только для определенного рода явлений, относительно которого предлагалось первоначало (arhe). В дальнейшем в результате деятельности элеатов недоверие к натурфилософии получает обоснование, в соответствии с которым идеи об устройстве универсума не являются знанием в собственном смысле слова (saphes, aletheia), но лишь недостоверным мнением (doxa)1. Начиная с периода средней классики именно вопрос о том, как возможно человеку обладать непротиворечивым знанием становится главным исследовательским интересом. При этом выделяются две противоположные позиции относительно рассматриваемой проблемы, поскольку некоторые философы не допускали существования абсолютно достоверного знания, к их числу, в частности, относился Протагор, который рассматривал мнение в качестве единственно доступной человеку формы познания. Принципиальное отличие его позиции от воззрений элеатов состояло в допущении существования только мнения, поскольку о знании нам ничего не известно. В отличие от Протагора афинские мыслители Сократ и Платон были убеждены в существовании безусловного знания и определили своей целью выяснить, как возможно человеку обладать им. В платоновских диалогах данная проблема рассматривается наиболее подробно, в то же время именно здесь впервые обнаруживается попытка определить область достоверного знания. В этой связи отметим диалог «Парменид», в котором обосновывается статус числа как условия возможности познания на том основании, что это единственный способ соотнести между собой единое и множественность. В этой связи образцом знания для Платона является арифметика. К области достоверного познания древнегреческий мыслитель наряду с арифметикой относил музыку, астрономию, стереометрию, планиметрию и диалектику, поскольку в перечисленных дисциплинах исследование осуществляется при помощи чисел или предполагает их знание (как это имело место в случае диалектики). Однако физика, эмпирическая астрономия и музыка рассматривались Платоном в качестве недостоверных познаний2 1. Popper K. R. The World of Parmenides: Essays on Presocratic Enlightenment / Ed. A. F. Petersen. London, New York, Routledge, 1998. – 316 p. P. 11.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 264 с. С. 155.
2 Платоновское понимание проблемы демаркации науки господствует вплоть до XVIII века, один из последних образцов такого исследования был дан в «Критике чистого разума» И. Канта. Необходимо отметить, что речь в данном случае идет уже об определении области научного познания, рассматриваемого как воплощение знания. И. Кант ставит под вопрос статус метафизики как науки, поскольку рассмотрение ее основных понятий приводит мыслителя к выводу о том, что последние превосходят границы всякого возможного опыта, но не являются чистыми синтетическими или аналитическими понятиями. Таким образом, можно лишь мыслить, но не познавать Бога, свободу и мир, а, следовательно, метафизика в ее прежнем виде не может рассматриваться в качестве науки.

всего просмотров: 568

Оценка читателей: голосов 0

1. Popper K. R. The World of Parmenides: Essays on Presocratic Enlightenment / Ed. A. F. Petersen. London, New York, Routledge, 1998. – 316 p.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 264 с.

3. Kuhn T.S. Road Since Structure: Philosophical Essays 1970-1993 / Ed. J. Conant, J. Haugeland. Chicago; London, 2000. – 335 p.

4. Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедева, Т.А. Дмитриева. М.: Праксис, 2001. – 375 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх