Conceptual understanding of the phenomenon of media reality in the mediaphilosophy

 
PIIS241328880010538-5-1
DOI10.18254/S241328880010538-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

The article examines the phenomenon of creating media reality and attempts to systematize the existing theoretical approaches to understanding the ability of media to construct their own image of the world. For the first time, the article proposes to divide the existing theories describing media reality into two groups, taking as the main criterion the time from which media philosophers propose to consider media reality formed.

 

This article may be of particular interest to specialists in the field of philosophy, political science, journalism and mass psychology. The theoretical analysis of the phenomenon of media reality allows us to conduct a practical study of the influence of media on society on its basis.

Keywordsmedia reality, philosophy, media, media, journalism history, manipulation, mass consciousness
Received30.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters30692
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Понимание сущности средств массовой информации как единственного канала, способного наиболее эффективно и полно отражать происходящее в политическом процессе, возникло давно. Особенно активно изучением процессов формирования политической медиареальности средствами массовой информации начали заниматься медиаисследователи второй половины XX века, а для разработки вопросов теории и философии медиа, в число которых входит и конструирование медиареальности, выделилось направление медиафилософии, которое продолжает развиваться и в настоящее время.
2 Несмотря на то, что разработки данной имеют продолжительную историю, среди теоретиков и практиков не было выработано единого понимания ряда базовых терминов (в частности, медиареальности, медиатизации и виртуализации), а также не создано детальное описание этих процессов.
3 Рассматривая различные подходы к феномену медиареальности, можно выделить две основные точки зрения. Сторонники первого подхода (к ним можно отнести, например, Л. Визинга, Н. Щербинину, А. Шестерину) полагают, что медиареальность не является феноменом последнего времени, она существовала всегда. С этой точки зрения, возникновение медиареальности связано не с появлением средств массовой информации, а с началом человеческого существования вообще. Они указывают, что человеческое общество изначально живет одновременно в двух пространствах – физическом и социально-культурном. Соответственно, человеку приходится существовать в мире трех реальностей: объективной реальности, художественной реальности, медиареальности (двух – соответствующих этим пространствам, и медиареальности, позволяющей их объединить). Объективная реальность (другое название – обычная объективная реальность) является следствием «физического пространства», существующего независимо от сознания человека. Она включает в себя материальный мир и реальные события, такие, какие они есть по своей сути, без смысловых интерпретаций воспринимающего их человека. Второй тип реальности – субъективная виртуальная реальность. Она является результатом культурной деятельности человека, существует по воле сознания и включает в себя вымыслы и фантазии, художественные образы, в том числе и выраженные в произведениях искусства. Ее особенностью является то, что она искусственно конструируется человеком и не претендует на то, чтобы быть признанной в качестве действительно существующей. Между этими реальностями находится третья – медиареальность (близкое к объективной виртуальной реальности). Она создается в результате передачи и восприятия человеком информации об объективном мире через различные средства массовой коммуникации. Характерной чертой медиареальности является то, что она имеет вид объективной, но по сути более близка к субъективной, так как, стараясь передать информацию об объективной реальности, она подвергает ее определенной обработке (например, вводит собственные интерпретации, отбирает факты, дает оценки) и по сути создает новый художественный образ действительности, который кажется реально существующим, но не является таковым. Исследователи, полагающие, что феномен медиареальности существовал всегда, утверждают, что человек не способен напрямую воспринимать объективную реальность полностью. Особенно это касается политической жизни. Из-за удаленности от большинства реципиентов (воспринимающих информацию) и многообразия происходящих событий политическая жизнь может быть передана и воспринята только в виде медиаобразов, репрезентаций и символов, что и помогает делать медиареальность. С этой позиции, медиареальности можно дать следующее определение: «медиареальность – это своего рода промежуточный мир, «призма», сквозь которую человек, воспринимая медиаобразы, готовые политические конструкции, познает, оценивает и представляет социальный и политический порядок»1. 1. Щербинина Н.Г., Определение медиареальности и коммуникации в контексте теории политического конструирования реальности // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №50. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2020).

views: 638

Readers community rating: votes 0

1. Bodrijyar Zh. Simulyakry i simulyatsii. Per. s fr. A. Kachalova M. : Izdatel'skij dom «POSTUM», 2015. — 240 s.

2. Bodrijyar Zh. Simvolicheskij obmen i smert'. M.: Dobrosvet, 2000. S.151-152.

3. Bodrijyar Zh. «Dukh terrorizma. Vojny v zalive ne bylo», M.: Ripol Klassik, 2016.

4. Kazimirchik L. V. Fenomen mediatizatsii publichnoj politiki: teoretikometodologicheskij aspekt // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014. № 11. S. 99–100.

5. Kuznetsova E. I. Ehvolyutsiya mediakul'turnykh kommunikativnykh form v ehpokhu moderna: sotsial'no-filosofskij aspekt // Vestnik NNGU. 2009. №1.

6. Maklyuehn, M. Galaktika Guttenberga: stanovlenie cheloveka pechatayuschego [Tekst] / M. Maklyuehn. - M.: Akademicheskij proekt, 2005.

7. Lippman U. Obschestvennoe mnenie — M.: Institut fonda Obschestvennoe mnenie, 2004.

8. Luman N. Real'nost' massmedia / Per. s nem. A. Yu. Antonovskogo. — M.: Praksis, 2005. — 256 s. — (Seriya «Obraz obschestva»).

9. Scherbinina N.G., Opredelenie mediareal'nosti i kommunikatsii v kontekste teorii politicheskogo konstruirovaniya real'nosti // Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2019. №50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-mediarealnosti-i-kommunikatsii-v-kontekste-teorii-politicheskogo-konstruirovaniya-realnosti

10. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; London: MIT Press, 1994.

Система Orphus

Loading...
Up