Концептуальное понимание феномена медиареальности в философии медиа

 
Код статьиS241328880010538-5-1
DOI10.18254/S241328880010538-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В статье исследован феномен создания медиареальности и осуществлена попытка систематизировать имеющиеся теоретические подходы к пониманию способности медиа конструировать собственный образ мира. В статье впервые предлагается разделить существующие теории, описывающие медиареальность, на две группы, взяв за главный критерий время, с которого медиафилософы предлагают считать медиареальность сформированной.

Данная статья может представлять особый интерес для специалистов в области философии, политологии, журналистики и массовой психологии. Теоретический анализ феномена медиареальности позволяет на его основе вести практическое исследование влияния медиа на общество.

Ключевые словамедиареальность, философия, СМИ, медиа, история журналистики, манипуляция, массовое сознание
Получено30.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов30692
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Понимание сущности средств массовой информации как единственного канала, способного наиболее эффективно и полно отражать происходящее в политическом процессе, возникло давно. Особенно активно изучением процессов формирования политической медиареальности средствами массовой информации начали заниматься медиаисследователи второй половины XX века, а для разработки вопросов теории и философии медиа, в число которых входит и конструирование медиареальности, выделилось направление медиафилософии, которое продолжает развиваться и в настоящее время.
2 Несмотря на то, что разработки данной имеют продолжительную историю, среди теоретиков и практиков не было выработано единого понимания ряда базовых терминов (в частности, медиареальности, медиатизации и виртуализации), а также не создано детальное описание этих процессов.
3 Рассматривая различные подходы к феномену медиареальности, можно выделить две основные точки зрения. Сторонники первого подхода (к ним можно отнести, например, Л. Визинга, Н. Щербинину, А. Шестерину) полагают, что медиареальность не является феноменом последнего времени, она существовала всегда. С этой точки зрения, возникновение медиареальности связано не с появлением средств массовой информации, а с началом человеческого существования вообще. Они указывают, что человеческое общество изначально живет одновременно в двух пространствах – физическом и социально-культурном. Соответственно, человеку приходится существовать в мире трех реальностей: объективной реальности, художественной реальности, медиареальности (двух – соответствующих этим пространствам, и медиареальности, позволяющей их объединить). Объективная реальность (другое название – обычная объективная реальность) является следствием «физического пространства», существующего независимо от сознания человека. Она включает в себя материальный мир и реальные события, такие, какие они есть по своей сути, без смысловых интерпретаций воспринимающего их человека. Второй тип реальности – субъективная виртуальная реальность. Она является результатом культурной деятельности человека, существует по воле сознания и включает в себя вымыслы и фантазии, художественные образы, в том числе и выраженные в произведениях искусства. Ее особенностью является то, что она искусственно конструируется человеком и не претендует на то, чтобы быть признанной в качестве действительно существующей. Между этими реальностями находится третья – медиареальность (близкое к объективной виртуальной реальности). Она создается в результате передачи и восприятия человеком информации об объективном мире через различные средства массовой коммуникации. Характерной чертой медиареальности является то, что она имеет вид объективной, но по сути более близка к субъективной, так как, стараясь передать информацию об объективной реальности, она подвергает ее определенной обработке (например, вводит собственные интерпретации, отбирает факты, дает оценки) и по сути создает новый художественный образ действительности, который кажется реально существующим, но не является таковым. Исследователи, полагающие, что феномен медиареальности существовал всегда, утверждают, что человек не способен напрямую воспринимать объективную реальность полностью. Особенно это касается политической жизни. Из-за удаленности от большинства реципиентов (воспринимающих информацию) и многообразия происходящих событий политическая жизнь может быть передана и воспринята только в виде медиаобразов, репрезентаций и символов, что и помогает делать медиареальность. С этой позиции, медиареальности можно дать следующее определение: «медиареальность – это своего рода промежуточный мир, «призма», сквозь которую человек, воспринимая медиаобразы, готовые политические конструкции, познает, оценивает и представляет социальный и политический порядок»1. 1. Щербинина Н.Г., Определение медиареальности и коммуникации в контексте теории политического конструирования реальности // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №50. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2020).

всего просмотров: 633

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Пер. с фр. А. Качалова М. : Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. — 240 с.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.151-152.

3. Бодрийяр Ж. «Дух терроризма. Войны в заливе не было», М.: Рипол Классик, 2016.

4. Казимирчик Л. В. Феномен медиатизации публичной политики: теоретикометодологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 99–100.

5. Кузнецова Е. И. Эволюция медиакультурных коммуникативных форм в эпоху модерна: социально-философский аспект // Вестник ННГУ. 2009. №1.

6. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005.

7. Липпман У. Общественное мнение — М.: Институт фонда Общественное мнение, 2004.

8. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. — 256 с. — (Серия «Образ общества»).

9. Щербинина Н.Г., Определение медиареальности и коммуникации в контексте теории политического конструирования реальности // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-mediarealnosti-i-kommunikatsii-v-kontekste-teorii-politicheskogo-konstruirovaniya-realnosti

10. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; London: MIT Press, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх