In search of a new national narrative

 
PIIS241328880008099-2-1
DOI10.18254/S241328880008099-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academy University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

The article deals with the problem of creating and establishing a national narrative. The author considers the evolution of previous narratives, as well as their ideological heritage, which is reflected in the socio-political discourse of Russia.

Keywordsethnos, nation, narrative, Russia, identity, national discourse
Received31.12.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters8799
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В эпоху постмодернистского понимания социальных процессов, такие понятия, как «нация» или «этнос» все чаще предстают перед нами в качестве исторического нарратива. Субъективное повествование развития той или иной социально-культурной единицы, формируемое под влиянием дискурсивных практик и формаций, оказывается наиболее предпочтительным в силу своей каузальной связи предшествующих событий. Однако, подобный подход в современной научной среде, в некоторой степени, приводит к размыванию первоначального смысла устоявшихся понятий прошлого. Отсюда следует терминологическая запутанность и постоянный поиск более-менее соответствующих современности дефиниций для маркировки динамичных процессов.
2 Подобные сложности с применением постмодернистской парадигмы проявляются и сегодня при анализе национальной идентичности в современной России.1 Учитывая тот факт, что само понятие «идентичность» сегодня оказалось подвергнуто резкому переосмыслению со стороны современных исследователей, Роджерс Брубейкер и Фредерик Купер в своей статье «За пределами идентичности»2 подвергли критическому разбору слабые концепции изучаемого явления. При этом, социологи в качестве доказательства деконструкции термина приводят основной тезис социолога Маргарет Сомерс о необходимости «перестроить исследование формирования идентичности путем привлечения понятия нарратива, инкорпорировать в ключевую концепцию идентичности кардинально дестабилизирующие измерения времени, пространства и относительности». 1. Тишков В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма) [Текст] / Тишков В.А. // Вопросы философии. – 1998. – N9. – 13 с.

2. Брубейкер, Р. Б89 Этничность без групп [Текст] / пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – C. 81 - 83.
3 Подобная парадигма отражается и в современных западных «постколониальных исследованиях» (Postcolonial Studies), где ученые (Appadurai, Bhabha) рассматривают данный феномен не в качестве постоянной величины, а как исторически изменчивый, бесконечно длящийся проект. Более того, национальная идентичность здесь воспринимается в качестве повествования или фрагментированной и гетерогенной среды. По мнению исследователя Х. Баба3, национальный нарратив, прерывается и оспаривается наличием других нарративов (например, нарративом меньшинств). Так, в терминологии М. Фуко, любая коллективная идентичность зависит от ее конструкции «другого» и, таким образом, строится на границах, «по ту сторону», в пространстве «за пределами» гомогенной культуры или в промежутке (зазоре) «между различными культурами».4 3. Bhabha, H. The Location of Culture. – London: Routledge, – 1994.

4. Лукина А. В. Новые подходы к исследованию национальной идентичности // Известия Уральского государственного университета. – №33. – 2004. – 243 с.
4 Так что же из себя представляет существующий национальный нарратив в современной России? Как уже было сказано, в контексте постколониальных исследований (Postcolonial Studies) доминирующий дискурс центра, формируя в ходе внутренней колонизации территории государства общую идентичность, наталкивается на сопротивление региональных нарративов культурных меньшинств. При этом, несовпадение общепринятой бюрократической концепции истории с историческим повествованием той или иной социальной единицы (а порой и его полным отрицанием ею) приводит к деструкции единого национального самопонимания. В современной российской практике имперский опыт формирования и сохранения идентичности продолжает оставаться определяющим. По-прежнему доминирует единый дискурс центра в отношении внешней и внутренней политики, образования, науки, истории, понимания общих процессов и т.д. Любое несоответствие зафиксированным бюрократическим аппаратом нормам воспринимается как нарушение и противопоставление действующей государственной системе. Отсюда возникают конфликты политических, культурных и исторических нарративов, подтверждая тем самым фрагментацию социально-политического пространства, а также внешний характер формирования идентичности.

views: 874

Readers community rating: votes 0

1. Bhabha, H. The Location of Culture. – London: Routledge, – 1994.

2. Brubejker, R. B89 Ehtnichnost' bez grupp [Tekst] / per. s angl. I. Borisovoj; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki». — M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2012.

3. Lukina A. V. Novye podkhody k issledovaniyu natsional'noj identichnosti // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. – №33. – 2004. – 243 s.

4. Tishkov V.A. Zabyt' o natsii (Post-natsionalisticheskoe ponimanie natsionalizma) [Tekst] / Tishkov V.A. // Voprosy filosofii. – 1998. – N9. – 13 s.

5. Ehtkind A. M. Vnutrennyaya kolonizatsiya. Imperskij opyt Rossii / avtoriz. per. s angl. V. Makarova. – M.: Novoe literaturnoe obozrenie, – 2013. – 448 s.

6. Ehtkind A. Fuko i tezis vnutrennej kolonizatsii: postkolonial'nyj vzglyad na sovetskoe proshloe // NLO. – 2001. – № 49. – S. 50 - 74.

7. Schulz, G. Ries, C. Zimmermann, O. Ein Uberblick uber aktuelle Tendenzen, Entwicklungen und Losungsvorschlage. Berlin: Deutscher Kulturrat -Verl, 2016.

8. Gantner, K. «Wenig Kunst von Frauen in norddeutschen Museen» Kulturjournal ot 25.02.2019 ( https://www.ndr.de/kultur/kulturdebatte/Gendergap-Wenig-Frauen-stellen-Kunst-in-Museen-aus,gendergap100.html) Prosmotreno: 20 avgusta 2019.

Система Orphus

Loading...
Up