Дуалистическое в феминистских эпистемологиях: Д. Харауэй, К. Барад

 
Код статьиS241328880008051-0-1
DOI10.18254/S241328880008051-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблематики дуалистического мышления в контексте постсовременной феминистской критики традиционной метафизики и новых феминистских онтологий/эпистемологий. Освещена философско-политическая генеалогия дуалистического мышления и способы работы с ним в более ранних феминистских философиях. На примере философий Д.Харауэй и К.Барад показано, каким образом дуалистическое мышление задает параметры наших онтологических оснований и какие политические последствие они за собой влекут, а также обоснована радикальная необходимость полного пересмотра традиционных оснований метафизики как дуалистических.

Ключевые словадуализмы, эпистемология, онтология, Карен Барад, Донна Харауэй, феминизм, киборг, агентный реализм, новый материализм, Декарт
Получено26.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов46224
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Проблематика дуалистического, бесперебойно функционирующего со времен Платона и Аристотеля и обострившегося внутри “великого картезианского разрыва”, всегда была в фокусе феминистских философий, поскольку традиционное, испещренное дихотомностями мышление формулирует базовые онтологические единицы в виде единиц бинарных и разделенных: мужчина/женщина, солнце/луна, свет/тьма, правое/левое, активность/пассивностьсубъект/объект, природа/культура, сопровождая их выделение очевидными этическими предикатами: правый ряд противостоит левому; метафизика никогда не была чиста — она всегда была гендерированной метафизикой,  имеющей внятные политические импликации: такие, как, например, объективация природы в “окружающую среду” (и противопоставление ей человека, неизменно возвышающегося над ней) или объективация женщин (концептуализированных как пассивных). Как следствие, метафизика не невинна. Нам необходимо пересмотреть, перекодировать метафизику. И если предыдущие феминистские концепции базировались, в первую очередь, на принятии детерминированной разделенности мира на бинарные противопоставленные онтологии, то в данной работе я хотела бы рассмотреть концепции, предложенные “родоначальницей” киберфеминизма и нового материализма Донной Харауэй и одной из наиболее ярких теоретиков нового материализма — Карен Барад, исходящие из необходимости пересмотреть базовую онтологию вещей, которая кажется абсолютно предзаданной и “самоочевидной”. Почему это так важно? Как минимум, это вопросы политического, которые ставят новые материалистки, теоретизируя “искусство жить на поврежденной планете” (Анна Цин) в эпоху экологических кризисов и технологической перекодировки мира. Старые онтологические и эпистемологические схемы, работающие на основе субъект-объектного дуалистического мышления, андро-, евро- и антропоцентрических моделях, репрезентируют себя как “милитаристские и негостеприимные” в изменяющемся мире: мы наблюдаем не только веками продолжающееся насилие над “иными”, приобретающее, впрочем, специфические формы в неолиберальных дискурсах, но также истощение природных ресурсов и технологические катастрофы, технологии, работающие на обнищание и новые классовые разрывы, колониальность власти и знания, формулирующие онтологии “выброшенных” из истории субъектностей. Понимание мира как модуляции общей материи, работа с бинарным мышлением, формулирующим мир и субъектности вообще и онтологии-в-различении дискретными, а не процессуальными, мы получаем новые возможности гостеприимного (со)существования, что представляется крайне необходимым в эпоху исчезновения видов. Кроме того, работа с преодолением дуалистического мышления позволяет по-новому взглянуть на политическую философию, когда разрыв между физическим и метафизическим сокращается/оспаривается как таковой; переформатировать привычный категориальный аппарат, который кажется нам “естественным”, и помыслить другие способы коммуникации.      

всего просмотров: 1462

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристархова И. Гостеприимство матрицы. Философия, биомедицина, культура. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.

2. Аристотель. Метафизика. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

3. Барад К. Агентный реализм. Как материально-дискурсивные практики обретают значимость // Опыты нечеловеческого гостеприимства. Антология / Под ред. Крамар М., Саркисов А. М.: V-A-C press, 2018. С. 42-122.

4. Беннет Дж. Пульсирующая материя. Политическая экология вещей. М.: HylePress, 2018.

5. Жеребкина И. Прочти мое желание. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

6. Иригарэ Л. Пол, который не единичен. // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. Жеребкина С. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

7. Иригарей Л. Этика полового различия. М.: Художественный журнал, 2004.

8. Латур Б. Извините, вы не могли бы вернуть нам материализм? // Логос, 2014, №4.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Издательство политической литературы, 1974.

10. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Территория будущего, 2005.

11. Миллет К. Политика пола // Неприкосновенный запас, 2008, №4.

12. Митрофанова А. Киборг как код новой онтологии // Логос, 2018, №4.

13. Митрофанова А. “Киборганическая утопия” и онтология нового материализма // Практики и интерпретации, 2018, №3.

14. Мол А. Множественное тело. Онтология в медицинской практике. М.: HylePress, 2018.

15. Тлостанова М. Деколониальные гендерные эпистемологии. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2009.

16. Феминистская философия биологии [Электронный ресурс] // Brick of knowlege. URL: https://brickofknowledge.com/articles/feminist-philosophy (дата обращения: 11.06.2019)

17. Харауэй Д. Капиталоцен, Плантациоцен, Ктулуцен: создание племени // Художественный журнал, 2016, №99.

18. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг.// Гендерная теория и искусство. Антология: 1970– 2000 /Под ред. К. Дипвелл, Л. Бредихиной. М.: Росспэн, 2005. С. 322–377

19. Харауэй Д. Тентакулярное мышление. Антропоцен, капиталоцен, хтулуцен // Опыты нечеловеческого гостеприимства. Антология / Под ред. Крамар М., Саркисов А. М.: V-A-C press, 2018. С. 180-228.

20. Barad K. Diffracting Diffraction: Cutting TogetherApart // Diffracting Worlds, Diffractive Readings - Onto-Epistemology and the Critical Humanities, 2014

21. Barad K. On Touching — The Inhuman That Therefore I Am // differences, 2012, №3.

22. Barad K. What is the Measure of Nothingness? Infinity, Virtuality, Justice / Was ist das Ma? des Nichts? Unendlichkeit, Virtualitat, Gerechtigkeit // dOCUMENTA (13): 100 Notes – 100 Thoughts / 100 Notizen – 100 Gedanken | Book N?099, 2012.

23. Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspectives // Feminist Studies, 1988, №3.

24. Hanisch C. The Personal Is Political [Электронный ресурс] // URL: http://www.carolhanisch.org/CHwritings/PIP.html (дата обращения: 11.06.2019)

25. Hester H. Technically Female: Women, Machines, And Hyperemployment [Электронный ресурс] // Salvage. 2016. 8th Aug. URL: http://salvage.zone/in-print/technically-female-women-machines-and-hyperemployment/ (дата обращения: 11.06.2019)

26. Ireland A. Black Circuit // Code for the Numbers to Come, 2017, № 80

Система Orphus

Загрузка...
Вверх