Russian Catholicism I. S. Gagarin - personal choice or challenge to Russia?

 
PIIS241328880008012-7-1
DOI10.18254/S241328880008012-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

 This article discusses the life path and intellectual development of I. S. Gagarin. The article covers the topic of Russian Catholicism in the light of the discourse around the civilizational orientation of Russia, on the example of Gagarin's work.

 
Keywords I. S. Gagarin, Catholicism, civilization, P. Chaadaev, Russian Church
Received31.12.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters9575
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Переход в католичество в условиях православной русской культуры XIX века – достаточно смелый и откровенный шаг. Однако волны перехода наблюдались на протяжении всего века трижды: 1810-е, 1840-1850-е и 1890-е. В историографии период перехода в католическую веру 1840-х-1850х годов принято связывать с либерализацией мыслящих умов, тем самым утверждая, что смена веры выступала своего рода протестом сложившейся системе внутреннего порядка Российской Империи, которая нуждалась в реформах1. Так что же это было: излишняя европеизация дворянской среды и вследствие того потеря русской самоидентификации, протест, который был обусловлен либерализацией или поиском ответов на глубокие, внутренние духовные вопросы? В данной статье мы обратимся к этому вопросы через призму дневников и личности Ивана Сергеевича Гагарина. 1. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века, М. 2013, С. 21
2 Князь Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882) был человеком необыкновенной судьбы. Он принадлежал к родовитой дворянской семье и получил прекрасное образование. Гагарин начал свою деятельность на дипломатическом поприще, в 1831-1833 гг. он служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем в русских миссиях в Мюнхене (1833-1835), Париже (1838-1842) и Вене (1842). Гагарин много путешествует, встречается с писателями и учеными Франции и Германии, размышляет о судьбе России и об отношениях России и Запада. 1836-1837 гг. Гагарин проводит в Петербурге. Он принимает участие в спорах западников и славянофилов, бывая в Москве, посещает П. Я. Чаадаева, идеи которого оказали огромное влияние на формирование его личности и взглядов. Гагарин поддерживает дружеские связи с П. Я. Чаадаевым, Ф. И. Тютчевым, Ю. Ф. Самариным, он знаком с А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, А. И. и Н. И. Тургеневыми, А. И. Герценом и многими другими русскими литераторами. В 1842 г. Гагарин выходит в отставку. В том же году он переходит в католичество и затем вступает в Общество Иисуса (иезуитов). Неожиданный конец дипломатической карьеры Гагарина вызвал шумные толки в Петербурге и Москве. Много говорили и спорили о причинах, побудивших Гагарина перейти в католичество. Сам Гагарин неоднократно подчеркивал, что его решение стать католиком — не плод какого-либо внешнего влияния, а результат длительных религиозных поисков, «внутреннего умственного или душевного процесса». Однако не лишены основания слова их современника Герцена, который однажды заметил, что «... Печерины, Гагарины, Голицыны бежали в католицизм, чтобы не задохнуться»2 в николаевской России. 2. Герцен А. И. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, т. XIV, М., 1958  С. 49.
3 В эмиграции Гагарин начинает активную публицистическую деятельность. Основной идеей Гагарина стала мысль о соединении Восточной Церкви с Западной. Этой теме был посвящен основной труд Гагарина — книга Будет ли Россия католической? (1856) и другие его работы.
4 В 1855 г. Гагарин основывает в Париже Славянскую библиотеку (одно время она называлась Славянским музеем). Библиотека представляет собой одно из интереснейших русских книжных собраний, созданных за пределами России в XIX в., в ее состав входит личная библиотека Гагарина и его архив. И. С. Гагарин умер в Париже в 1882 г. К концу XIX в. его имя было практически забыто и в России, и во Франции. Жизнь и деятельность Гагарина почти не привлекали внимания исследователей. В 1894 г. известный русский историк В. А. Бильбасов опубликовал два письма Ю. Ф. Самарина, адресованных И. С. Гагарину. В предисловии В. А. Бильбасов писал: «Имя князя Гагарина, друга Самарина, Чаадаева, Тютчева, незнакомо русским читателям: его и прежде мало кто знал в России, никто не знает теперь; его труды, всецело проникнутые любовью к родине, совершенно неизвестны в России и мало кого интересуют за ее пределами»3. 3. Бильбасов В. А. Исторические монографии, т. II, СПб., 1901, С. 237.

views: 888

Readers community rating: votes 0

1. Gagarine J. La Russie sera-t-elle catholique?, Paris, Charles Douniol, 1856

2. Бильбасов В. А. Исторические монографии, т. II, СПб., 1901, с. 413.

3. Гагарин И. С. Будущее Греко-Униатской Церкви//Символ, № 32, 1994

4. Гагарин И. С. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка, сост. и перевод Р. Темпеста, Москва 1996

5. Герцен А. И. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, т. XIV, М., 1958

6. Исторический вестник, 1882, т. IX

7. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века, М. 2013

8. Шур Л. О книге И.С. Гагарина…

Система Orphus

Loading...
Up