Русский католицизм И. С. Гагарина – личный выбор или вызов России?

 
Код статьиS241328880008012-7-1
DOI10.18254/S241328880008012-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский Государственный Университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В данной статье рассматривается жизненный путь и интеллектуальное становление И. С. Гагарина. Освещена тема русского католицизма в свете дискурса вокруг цивилизационной направленности России, на примере творчества Гагарина. 

Ключевые словаИ.С. Гагарин, католицизм, цивилизация, П. Чаадаев, Русская Церковь
Получено31.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов9575
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Переход в католичество в условиях православной русской культуры XIX века – достаточно смелый и откровенный шаг. Однако волны перехода наблюдались на протяжении всего века трижды: 1810-е, 1840-1850-е и 1890-е. В историографии период перехода в католическую веру 1840-х-1850х годов принято связывать с либерализацией мыслящих умов, тем самым утверждая, что смена веры выступала своего рода протестом сложившейся системе внутреннего порядка Российской Империи, которая нуждалась в реформах1. Так что же это было: излишняя европеизация дворянской среды и вследствие того потеря русской самоидентификации, протест, который был обусловлен либерализацией или поиском ответов на глубокие, внутренние духовные вопросы? В данной статье мы обратимся к этому вопросы через призму дневников и личности Ивана Сергеевича Гагарина. 1. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века, М. 2013, С. 21
2 Князь Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882) был человеком необыкновенной судьбы. Он принадлежал к родовитой дворянской семье и получил прекрасное образование. Гагарин начал свою деятельность на дипломатическом поприще, в 1831-1833 гг. он служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем в русских миссиях в Мюнхене (1833-1835), Париже (1838-1842) и Вене (1842). Гагарин много путешествует, встречается с писателями и учеными Франции и Германии, размышляет о судьбе России и об отношениях России и Запада. 1836-1837 гг. Гагарин проводит в Петербурге. Он принимает участие в спорах западников и славянофилов, бывая в Москве, посещает П. Я. Чаадаева, идеи которого оказали огромное влияние на формирование его личности и взглядов. Гагарин поддерживает дружеские связи с П. Я. Чаадаевым, Ф. И. Тютчевым, Ю. Ф. Самариным, он знаком с А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, А. И. и Н. И. Тургеневыми, А. И. Герценом и многими другими русскими литераторами. В 1842 г. Гагарин выходит в отставку. В том же году он переходит в католичество и затем вступает в Общество Иисуса (иезуитов). Неожиданный конец дипломатической карьеры Гагарина вызвал шумные толки в Петербурге и Москве. Много говорили и спорили о причинах, побудивших Гагарина перейти в католичество. Сам Гагарин неоднократно подчеркивал, что его решение стать католиком — не плод какого-либо внешнего влияния, а результат длительных религиозных поисков, «внутреннего умственного или душевного процесса». Однако не лишены основания слова их современника Герцена, который однажды заметил, что «... Печерины, Гагарины, Голицыны бежали в католицизм, чтобы не задохнуться»2 в николаевской России. 2. Герцен А. И. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, т. XIV, М., 1958  С. 49.
3 В эмиграции Гагарин начинает активную публицистическую деятельность. Основной идеей Гагарина стала мысль о соединении Восточной Церкви с Западной. Этой теме был посвящен основной труд Гагарина — книга Будет ли Россия католической? (1856) и другие его работы.
4 В 1855 г. Гагарин основывает в Париже Славянскую библиотеку (одно время она называлась Славянским музеем). Библиотека представляет собой одно из интереснейших русских книжных собраний, созданных за пределами России в XIX в., в ее состав входит личная библиотека Гагарина и его архив. И. С. Гагарин умер в Париже в 1882 г. К концу XIX в. его имя было практически забыто и в России, и во Франции. Жизнь и деятельность Гагарина почти не привлекали внимания исследователей. В 1894 г. известный русский историк В. А. Бильбасов опубликовал два письма Ю. Ф. Самарина, адресованных И. С. Гагарину. В предисловии В. А. Бильбасов писал: «Имя князя Гагарина, друга Самарина, Чаадаева, Тютчева, незнакомо русским читателям: его и прежде мало кто знал в России, никто не знает теперь; его труды, всецело проникнутые любовью к родине, совершенно неизвестны в России и мало кого интересуют за ее пределами»3. 3. Бильбасов В. А. Исторические монографии, т. II, СПб., 1901, С. 237.

всего просмотров: 934

Оценка читателей: голосов 0

1. Gagarine J. La Russie sera-t-elle catholique?, Paris, Charles Douniol, 1856

2. Бильбасов В. А. Исторические монографии, т. II, СПб., 1901, с. 413.

3. Гагарин И. С. Будущее Греко-Униатской Церкви//Символ, № 32, 1994

4. Гагарин И. С. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка, сост. и перевод Р. Темпеста, Москва 1996

5. Герцен А. И. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, т. XIV, М., 1958

6. Исторический вестник, 1882, т. IX

7. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века, М. 2013

8. Шур Л. О книге И.С. Гагарина…

Система Orphus

Загрузка...
Вверх