Перспективы национального развития: сменовеховство и национал-большевизм

 
Код статьиS241328880008011-6-1
DOI10.18254/S241328880008011-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный Университет Управления
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В статье рассматривается развитие национал-большевистской идеологии. Описан путь становления от теоретических воззрений Н.В. Устрялова до создания современного национал-большевистского движения. 

Ключевые словаН. В. Устрялов, национал-большевизм, сменовеховство, большевизм
Получено22.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов7384
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 У истоков национал-большевизма стоял правовед, философ политический мыслитель Н. В. Устрялов. Он работал в правительстве Колчака и возглавлял весь агитпроп. Впоследствии иммигрировал в Харбин. Поначалу он враждебно относился к большевикам, считая, что они губят национальную Россию. Но после ряда крупных поражений белых, а также их сотрудничества с интервентами, которые в нужные моменты бросали своих союзников, Устрялов пересматривает свои взгляды. В начале 1920 г. он публично заявляет, что он – национал-большевик. Уже в 1921 г. в Праге выходит сборник «Смена вех», где Устрялов вместе со своим старым товарищем Ю. В. Ключниковым – юристом и дипломатом - призывает русских эмигрантов примириться с большевистской властью и возвращаться на Родину. Почему Устрялов пошел против мейнстрима в русской эмигрантской среде, где считалось, что историческая Россия потеряна и что ее душа уничтожена антинациональными большевиками?
2 Как отмечают исследователи, Устрялов использовал политологический подход к анализу происходящих событий1. Именно синтез этого подхода и патриотических чувств привели «харбинского одиночку» к изложенной им точке зрения. И здесь мы напрямую подходим к общественно-политической доктрине национал-большевизма. 1. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №4. С. 1899
3 Устрялов понимал, что в политике и в деле строительства государства нельзя использовать идеалистические понятия из морали и философии. Политика требует постоянного реагирования на изменяющиеся условия. Поэтому Устрялов увидел, что большевики, несмотря на их интернационалистические лозунги и слова о мировой революции, занимались ничем иным, как отстаиванием национально-государственных интересов России. Пока Белое движение мыслило об убиваемой национальной России и сотрудничало с интервентами только ради того, чтобы уничтожить большевиков, большевики защищали ту самую национальную Россию, которую так упорно отстаивали белые. Как отмечал Устрялов в своем сборнике «В борьбе за Россию», русские националисты не хотели видеть, что борясь с большевиками, они боролись против России, с которой большевики тесно слились. Там же он вспоминал в качестве подтверждения своих слов, как Врангель отдал распоряжение отдать Бессарабию Румынии взамен на помощь против большевиков. Или Колчака, который посчитал, что японцы, взявшие под контроль Владивосток, помогут в борьбе с красными.
4 Устрялов понимал, что альтернативы большевикам нет. Они – те, кто действительно отстаивал российские национально-государственные интересы. «Харбинский одиночка» предполагал, что большевики эволюционируют, переродятся в буржуазную власть и в будущем отринут свои революционные лозунги и станут укреплять позиции России.
5 Идеологию устряловского национал-большевизма можно свести к нескольким пунктам:
  1. Адекватной альтернативы большевикам нет.
  2. Идея о сильном государстве и великодержавности России.
  3. Необходимость капиталистических методов ведения хозяйствования при ключевой роли гос-ва и учета национальной экономической специфики.
  4. Непринятие марксизма.
  5. Русская нация уже не раз переживала различные стадии в своем историческом развитии и в этом процессе стремилась реализовать свое призвание: обустройство государства и консолидация многонациональной России. «Русский народ, отмечает Устрялов, есть нация с великой историей, великой культурой, национальными ценностями и символами, отражающими индивидуальность самосознания русских людей, неповторимое восприятие ими окружающей жизни и мироустройства»2.
2. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. 2015. №4 (42). С. 100

всего просмотров: 834

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Ганелин Р. Ш. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. - М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. - 734 с.

2. Жаковска М. Феномен национал-большевистского движения: идеологический, социальный и культурный аспекты. // История и современность. М., 2010. № 1. С. 202–222

3. Муллахметов И. И. Идеология национал-большевизма (к политической доктрине Н. В. Устрялова) // Вестник Башкирского университета. У., 2012. Т. 17. №4. С. 1899-1903

4. Романовский В. К. Концепция нации в творческом наследии Н. В. Устрялова (к 125-летию со дня рождения политического мыслителя) // Вестник российской нации. М., 2015. №4 (42). С. 91-101

5. Устрялов Н. В. В борьбе за Россию.

6. Globoball (2001). Специальный корреспондент - про НБП (РТР) [Видеофайл]. Взято из https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=IKsQR3G_W7A&feature=emb_logo.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх