Аннотация | Концепции правового плюрализма, используемые в юриспруденции, антропологии, социологии, отличаются противоречивостью и в своей радикальной версии обоснованно критикуются многими учеными, решающими дилемму монизма и плюрализма в пользу первого. Вместе с тем они не являются простым популизмом, имеют давнюю историю и вполне соотносятся с различными фактами социально-правовой действительности вроде наличия международного права, неофициального (непосредственного-социального) права в отдельных социальных группах, сложного строения государственного права, вариативности правотворчества, правоприменения, невластной реализации права и т.д.
Это побуждает нас пересмотреть господствующие представления о содержании и значении правового плюрализма, продемонстрировать возможности создания непротиворечивой его теории.
Для этого используются различные методы научного исследования, в частности, диалектический подход к обществу (государству) и праву, социологический подход, в рамках которого правовой плюрализм рассматривается в неразрывном соотношении с социальным плюрализмом.
Показывается, что правовой плюрализм является, прежде всего, типом правопонимания, отражающим идею необходимости отражения в праве противоречивых интересов (ценностей, идей) различных личностей, социальных групп и общества, а также одним из способов решения социальных противоречий, используемых в праве. Доказывается, что правовой плюрализм может проявляться и как множественность систем (подсистем) права в обществе, и как внутренний плюрализм, присущий, конкретной системе (подсистеме) права. Разграничиваются факты подлинного плюрализма и квазиплюрализма. Общее значение теории правового плюрализма видится в подтверждении связи права с идеями свободы, справедливости, конкуренции, в возможности закрепления в праве разнообразных моделей баланса интересов различных субъектов, в обосновании того, что положительную роль правовой плюрализм играет тогда, когда в нем адекватно отражается социальный плюрализм как условие сохранения и развития социума. |