Образы стран Запада в сатире А.Т. Аверченко в 1908-1911 гг.

 
Код статьиS241328880007928-4-1
DOI10.18254/S241328880007928-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский Педагогический Государственный Университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено14.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов14008
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Аркадий Тимофеевич Аверченко – пожалуй самый талантливый писатель-сатирик начала 20-го века. Он приехал в Петербург в начале 1908 года никому не известным малороссийским провинциалом. Но не пройдёт и нескольких месяцев, как он устроится на работу, в сатирический журнала «Стрекоза», который пребывал в упадке. Благодаря его энергии и таланту, некогда известный журнал, в котором печатался в своё время ранний Чехов, переродиться под новым названием - «Сатирикон». Спустя же 2 месяца, после рождения «Сатирикона» Аверченко станет главным его редактором. Очень скоро продажи журнала вырастут до невиданных масштабов и Аверченко со своим главным детищем «Сатириконом» станет самым популярным писателем-сатириком предвоенной России.
2 Прежде чем начинать разбор сатиры Аркадия Тимофеевича следует определиться в понятиях, а именно в понятии «сатира». Без этого определения невозможно дать оценку её роли в общественной жизни поздней Российской Империи. Сатира – это одно из частных проявления смеховой культуры. С физиологической точки зрения смех нас мало интересует, и мы будем его рассматривать, в первую очередь, как социальное явление. Если это так, то какую же роль в жизни общества он играет? Может ли смех оказать влияние на ход исторического процесса?
3 Смеху посвящено немало культурологических и философских работ. Но мы, чтобы ответить на вышепоставленные вопросы обратимся главным образом к работе философа Борева Ю.Б. о смехе. Вот что он пишет: «На деле смех — как отметил Н. Щедрин — оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. А. И. Герцен писал, что смех — одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил, жег, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картинкой. Все панегирики в честь смеха утверждают за ним славу мощнейшего оружия. В век атомной бомбы славить оружие было бы негуманно. Однако, в отличие от всякого другого оружия, смех обладает* колоссальной избирательностью. Пуля — дура, не разбирает, в кого летит, ей безразлично. Смех — всегда метит шельму. Он может попасть только в уязвимое место личности или в уязвимую личность.»1 В целом сказано верно, но стоит дополнить, что очень часто смех бьёт не только по конкретной личности, порой под ударом оказываются целые социальные и идеологические системы, политические структуры. Ярким примером можно назвать сатиру Рабле и Вольтера, проложившую путь атеизму в Европе. Или, например, ситуация в соседней Украине ярко показала, как можно эффективно использовать смех в политической борьбе. К сожалению, у тех, кто это делал не было понимания, что смех – это «меч без рукояти» и обратным концом своего «лезвия» он ударил в целом по украинской государственности, ещё сильнее её дискредитировав. 1. Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. –С. 4.

всего просмотров: 618

Оценка читателей: голосов 0

1. Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. –С. 4 - 84.

2. Сатирикон. 1908. №1 С. 2.

3. Сатирикон. 1908. №22. С. 16.

4. Сатирикон. 1908. №24. С. 1

5. Сатирикон. 1909. №3. С. 1.

6. Сатирикон. 1911. №9. С. 3.

7. Аверченко А.Т. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 2. Зайчики на стене. М. 2018. С. 320-408

8. Аверченко А.Т. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 3. Круги по воде. М. 2012. С. 37-39

Система Orphus

Загрузка...
Вверх