Роль государств и понятие цивилизаций в современной системе мировой политики

 
Код статьиS241328880007926-2-1
DOI10.18254/S241328880007926-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

В данной статье автором рассматривается цивилизационный подход к развитию международной системы (при условном делении на "Западное" и "Восточное" крыло мировых акторов). Однако несмотря на критику данного подхода в общем смысле, исходя из политических реалий современного мира автор отмечает первостепенность роли государства в глобальной политике, поскольку она позволяет точно понять особенности поведения мировых акторов, выявить и решить основные противоречия между двумя полюсами цивилизаций.

Исходя из этого становится наиболее понятным современная политическая картина мира с первенством Европейского союза, а также на примере выстраивания качественно новых связей Российской Федерации с некоторыми странами третьего "возвышающегося" мира.

Ключевые словаЦивилизационный подход, современная система международных отношений, Восток, Запад, Европейский Союз, Россия
Получено14.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов9856
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 На современном и более ранних этапах мирополитических исследований наблюдается стремление исследователей объяснить особенности развития стран принадлежностью к той или иной мировой цивилизации. Взаимодействие стран на протяжении долгого временного промежутка в рамках одного географического региона позволяет с некоторой долей условности отнести их к цивилизационной группе.
2 Наиболее широкое определение делит их на условные страны Запада и Востока. Период истории человечества, в котором наиболее явно выражалось подобное деление стран относит нас к прошлому столетию. Конфликт двух моделей социальной организации обществ разделил страны мира на два основных блока, капиталистический и социалистический. Страны-сторонники рыночной экономики относились исследователями к условным странам западной цивилизации, в то время как страны социалистического блока и другие условно относились к странам глобального Востока.
3 Внимательное рассмотрение двух условных цивилизационных групп, а затем и исторический процесс показали несостоятельность такого деления стран. В большей степени это выразилось в отношении стран так называемого глобального Востока. После роспуска СССР и соответственно ухода его с мировой арены как актора с глобальными амбициями, стали очевидными различия, разделявшие страны не только по интересам, но и по самоидентификации. Это, в частности, проявилось в отношениях между правопреемницей СССР, Россией, и бывшими странами социалистического блока. Многие страны, ранее составлявшие единый идеологический блок, переориентировались на взаимодействие с ранее закрытыми для них странами. Наиболее очевидно это проявилось в отношении двух германских государств. Еще до формального роспуска блока ОВД произошло объединение двух государственных единиц в одну, федеративную. ФРГ в своём новом воплощении выступил в качестве одного из экономически крупнейших государств европейского региона.
4 Новый статус ФРГ позволил также говорить и о полноценно сформировавшейся национальной идентичности, что необходимо упомянуть при исследовании взаимодействия цивилизационных единиц. Необходимо также отметить, что различные подходы к рассмотрению национальных идентичностей относят страны к различным цивилизациям. Например, американский политолог и социолог, Сэмюэл Хантингтон в труде «Столкновение цивилизаций» он подразделяет все страны мира на девять основных цивилизаций1. Несмотря на относительную культурную близость некоторых наций, представляется довольно условным распределение их по цивилизационным группам. Так, например, Хантингтон относит государства России и Беларуси к Православной цивилизации, что предполагает единые устремления государств. Такое предположение, однако, не оправдывается на практике. Отчетливо видно различие в вопросах внешней и внутренней политики. Потому представляется более практичным следующее допущение. 1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. АСТ, 2016. 640 с.

всего просмотров: 959

Оценка читателей: голосов 0

1. Антанович Н., Достанко Е. Ганс Моргентау: реалистическая теория международной политики // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2000 — № 1

2. Россия и Африка//Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс] / URL : http://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/rossiya-i-afrika/ (дата обращения: 23.11.19)

3. Товарооборот России со странами Африки удвоился за восемь лет//ТАСС, информационное агентство [Электронный ресурс] / URL : https://tass.ru/ekonomika/7033713 (дата обращения: 23.11.19)

4. Торговля между Россией и Германией в 2018 г. / URL : https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-germaniey-v-2018-g/ (дата обращения: 23.11.19)

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. АСТ, 2016. 640 с.

6. Access to electricity (% of population)//The World Bank [Электронный ресурс] / URL : https://data.worldbank.org/indicator/EG.ELC.ACCS.ZS?type=shaded&view=map&year=2017 (дата обращения: 23.11.19)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх