Differences in behavior and its brain support when solving problems in subjects with different types of mentality

 
PIIS241328880007916-1-1
DOI10.18254/S241328880007916-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Abstract

The article presents the results of a study aimed at establishing the difference in behavior when solving certain tasks in subjects with Western and Eastern type of mentality. The method and data of the conducted survey are described, as well as the key features of the surveyed groups are revealed.

Keywordsbehavior, mentality, analytical, holistic, cultural conditioning
Received13.12.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters10355
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Культуру с системных позиций (в понимании П.К. Анохина и В.Б. Швыркова) можно описать как структуру, представленную набором элементов (систем) и единиц, которые символизируют пути достижения коллективных и индивидуальных результатов в данном сообществе на данном этапе его развития.1 1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: изд-во "Институт психологии РАН", 2009.
2 Человек, живя в какой-либо культуре, усваивает наборы элементов, распространённые и принятые в рамках этой культуры, то есть весь его индивидуальный опыт является культурно-обусловленным.2 Это приводит к необходимости изучения поведения индивида (в том числе мозгового обеспечения этого поведения) внутри контекста культуры, в которой он проживает, так как она является неотъемлемым фактором, влияющим на процесс его развития. 2. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – №. 1.
3 В литературе хорошо описанными и достаточно изученными являются два типа ментальности, которые в соответствии с культурной принадлежностью называют «незападным» («восточным») и «западным» или WEIRD и non-WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, and Democratic).3 Одна из наиболее разработанных концепций – это четырехкомпонентная модель аналитичности-холистичности.4 В этой модели аналитичный тип соответствует представителям западной культуры, а холистичный восточным. В своей работе авторы выделили четыре основных составляющих структуру аналитичности-холистичности: отношение к противоречиям, восприятие изменений, каузальная атрибуция и фокус внимания. 3. Henrich J., Heine S.J., Norenzayan A. The weirdest people in the world // Behavioral and Brain Sciences. 2010. Vol. 33. P. 61-135.

4. Nisbett, R.E., Peng, K., Choi, I., & Norenzayan. A. Culture and systems of thought: Holistic versus analytic cognition. Psychological Review. 2001. 108, 291-310.
4 Целью исследования было выявление и анализ различий поведения и мозгового обеспечения при решении аналитических и холистических задач у аналитичных и холистичных субъектов.
5 Методика. В исследовании 52 участника (27 мужчин и 25 женщин). Возраст испытуемых исследования от 18 до 34 лет (средний возраст равнялся 21.2 года, медиана возраста - 20 годам). Был проведён отсев данных по двум критериям: 1) злоупотребление вариантом ответа «затрудняюсь ответить» (5 человек) и 2) возможность выделения связанного с событием потенциала (ССП) (10 человек). После отсева в анализ брались данные 37 участников.
6 Для измерения аналитичности-холистичности была использована методика AHS.5 Методика состоит из двадцати четырёх утверждений, в которой по каждому высказыванию испытуемым оценивается степень согласия по шкале Лайкерта, состоящей из семи вариантов ответа, от «совершенно не согласен» до «полностью согласен». Структура теста предполагает получение общего балла по шкале холистичности и четыре субшкалы, которые показывают уровень отдельных компонентов холистического типа мышления, соответственно, наибольший балл по каждой из шкал приближает к полюсу холистичности, наименьший к полюсу аналитичности. 5. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.
7 Для экспериментальных серий, в которых производилась запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ), использовалась модифицированная методика framed-line test.6 Суть её состояла в том, что испытуемому предлагали проводить сравнение двух заранее созданных фигур. Были разработаны два типа задач, в первой из которых (аналитической), необходимо было сравнить и решить, произошло ли изменение в абсолютном размере длины вертикальной линии, при этом, давалась инструкция игнорировать размеры рамки. В относительной (холистической) задаче предлагалось сравнить две фигуры и решить, произошло ли изменение в соотношение длины вертикальной линии к рамке. 6. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 201-206.

views: 799

Readers community rating: votes 0

1. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала // Психофизика дискретных и непрерывных задач / Отв. ред. Ю.М. Забродин, А.П. Пахомов. М.: Наука, 1985. С. 195–228.

2. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – №. 1.

3. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: изд-во "Институт психологии РАН", 2009.

4. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.

5. Hedden T., Ketay S. Aron A., Markus H.R., Gabrieli J. Cultural influences on neural substrates of attentional control // Psychological science. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 12-17.

6. Henrich J., Heine S.J., Norenzayan A. The weirdest people in the world // Behavioral and Brain Sciences. 2010. Vol. 33. P. 61-135.

7. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 201-206.

8. Nisbett, R.E., Peng, K., Choi, I., & Norenzayan. A. Culture and systems of thought: Holistic versus analytic cognition. Psychological Review. 2001. 108, 291-310.

Система Orphus

Loading...
Up