Место художницы в поле технологичного искусства и ‘ткацкие станки будущего’

 
Код статьиS241328880006311-6-1
DOI10.18254/S241328880006311-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский Государственный Университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет свободных искусств и наук
Адрес: Санкт-Петербург
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

Статья посвящена философскому осмыслению репрезентации женщин-художниц в институциональных выставочных пространствах, таких как музеи и некоммерческие галлереи . Гендерный вопрос в художественном дискурсе часто делит искусство на «женское» и «остальное». Тематизации данной проблематики уже без малого 50 лет, что дает возможность пересматривать ее актуальное положение. С развитием технических видов искусств, таких как видеоарт, медиа искусство, компьютерное и сетевое искусство, мы получаем все больше возможностей оценивать произведения без гендерной констатации, но как показывают исследования, примеры которых приведены в статье, вопрос пола художника является не последним фактором в решении об участии его/ее произведения в выставках и на аукционах. С помощью текстов С. Плант и анализа двух значимых выставок прошлого столетия MAGNA 1975 и «Искусство с своенравием» («Kunst mit Eigensinn» ) 1985, организованными венской медиа художницей Вали Экспорт (VALIE EXPORT), авторки рефлексируют над аспектами репрезентации художниц сегодня.

Ключевые словавидео-арт, медиа-искусство, киберфеминизм, постгуманизм, диджитал-арт
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках НИР СПбГУ "Критик и зритель в современном кинопространстве", ID в системе PURE 37591623
Получено27.08.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов17054
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В 2016 Габриэль Шульц, Каролин Риз и Олаф Циммерманн проводят обширное статистическое исследование о количестве женщин, занятых в культурной, художественной и медиаиндустрии в Европе (Gabriele Schulz, Carolin Ries, Olaf Zimmermann, 2016). Из этого исследования становится очевидным, что квота художниц, выставляемых в крупных музеях и выставочных пространствах Европы, лежит в среднем около 27% в год, а остальные 77% это художники-мужчины. Дирк Луков интендант Deichtorhallen Hamburg в интервью для Kulturjournal говорит, что такая низкая квота выставляемых крупными художественными институциями художниц объясняется тем, что женщины в 70-х не часто получали высшее образование, но исследования не подтверждают эти догадки интенданта. Квота студенток художественных вузов возросла с 50% в 1970 до 58% женщин, учащихся в художественных академиях Европы, в 2007. Последние американские исследования, на которые ссылается журналистка Кира Гантнер подсчитали, что на 500 этаблированных художников приходится 19 художниц (Gantner, 2019). В 2018 году публикуются междисциплинарные мировые исследования: «Гендер в глазах смотрящего? Идентифицируя культурное отношение с ценами художественных аукционов» (Kräussl, Adams, Navone, Verwijmeren, 2018). Исследование показывает, что мужчины продавали искусство намного дороже в период между 1970 и 2013 годами, чем женщины. «Я действительно этого не ожидал. За картины мужчин на аукционах выплачивалось в среднем 48 212 долларов, а женщинам — 25 262. Мы обследовали 45 стран. В странах с большими гендерным неравенством ситуация еще более экстремальная. Но я бы не сказал, что намного лучше в прогрессивных странах Скандинавии» — сказал Роман Кройссл на презентации этого исследования. По сей день, гендерно-ориентированные коннотации, которые не подвергаются дальнейшему сомнению и обоснованию, включены в оценку искусства. Женщины-художницы, работающие в поле репрезентации личной идентичности, все еще должны ожидать, что их работа будет рассмотрена в аспекте феминистского или женского искусства, тогда как работы художников-мужчин могут рассматриваться в дискурсе «новаторства». Эту ситуацию подробно рассматривает Дженнифер Джон в своей работе «Белый куб — Гендерный куб» (John, 2010). В исследовании Дженнифер Джон описывает художественную институцию как патриархальную политическую единицу: «Дисциплинарное сообщество истории искусства формируется в разных институциональных местах. Фуко указывает на дискурсивную продуктивность институтов. Учреждения участвуют в создании художественно-исторического дискурса, эта роль предоставляется с социально-одобренным статусом: художественные музеи, академии, галереи, арт-рынок, художественная критика, художественное образование, а также средства массовой информации, туризм и т. д. —узаконены. Музеи нельзя считать институциями, отделенными от социально-политических дискурсов, поскольку музеи являются частью культурных практик, в которых проявляются репрезентативные потребности, индивидуальные и коллективные нарративы, а также социальные дискурсы и формы знаний». (John, 2010, с. 27-28)

всего просмотров: 1124

Оценка читателей: голосов 0

1. Wilding, Faith.Where is Feminism in Cyberfeminism? n.paradoxa. Volume 2, 1998.

2. Плант, С. Ткацкие станки будущего: ткущие женщины и кибернетика. Ч. 1. Пер.: Лика Карева // Сайт syg.ma. 2018 (https://syg.ma/@lika-kareva/sedi-plant-tkatskiie-stanki-budushchiegho-tkachiestvo-zhienshchin-i-kibiernietika-1) Просмотрено: 20 августа 2019.

3. Плант, С. Ткацкие станки будущего: ткущие женщины и кибернетика. Ч. 2. Пер.: Лика Карева // Сайт syg.ma. 2019 (https://syg.ma/@lika-kareva/sedi-plant-tkatskiie-stanki-budushchiegho-tkushchiie-zhienshchiny-i-kibiernietika-2-chast) Просмотрено: 20 августа 2019.

4. John, J. White Cubes – Gendered Cubes. Einschreibungen von Geschlecht in die diskursiven Praktiken von Kunstmuseen. Eine Untersuchung am Beispiel der Hamburger Kunsthalle. Universität Oldenburg, 2010. (http://oops.uni-oldenburg.de/1427/)

5. Adams, Renée B. and Kraeussl, Roman and Navone, Marco A. and Verwijmeren, Patrick. Is Gender in the Eye of the Beholder? Identifying Cultural Attitudes with Art Auction Prices, 2017. Available at SSRN: (http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3083500)

6. Rosenbach, U. Video als Medium der Emanzipation. Videokunst in Deutschland 1963–1982, Wulf Herzogenrath (ed.), Stuttgart, 1982, pp. 99–102.

7. Kaiser, M. Neubesetzungen des Kunst-Raumes : feministische Kunstausstellungen und ihre Räume, 1972-1987. Bielefeld: Transcript-Verl, 2013.

8. Krauss, R. Video: The Aesthetics of Narcissism. 1976. (https://doi.org/10.2307/778507)

9. Schulz, G. Ries, C. Zimmermann, O. Ein Überblick über aktuelle Tendenzen, Entwicklungen und Lösungsvorschläge. Berlin: Deutscher Kulturrat -Verl, 2016.

10. Gantner, K. «Wenig Kunst von Frauen in norddeutschen Museen» Kulturjournal от 25.02.2019 ( https://www.ndr.de/kultur/kulturdebatte/Gendergap-Wenig-Frauen-stellen-Kunst-in-Museen-aus,gendergap100.html) Просмотрено: 20 августа 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх