National identity and culture in terms of digital space

 
PIIS241328880004932-9-1
DOI10.18254/S241328880004932-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: The Russian Presidential Academy for national economy and public administration
Address: Russian Federation, Moscow, prospekt Vernadskogo, 84
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Abstract

The article focuses on the issue of structural and functional changes in the concept of identity in a developing network space. Examples of political communication, indicating a new methodological stage in the study of national communities, are given, and a model for building national identity at different levels of political consciousness is proposed. The main trends and changes in nation-building in the digital environment, which determine the separation of physical and virtual community, are highlighted.

KeywordsPolitical science, politics, identity politics, digitalization, mediatization, nation building
Received28.04.2019
Publication date10.07.2020
Number of characters20541
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 С недавнего времени современная культурная реальность в аспекте политики идентичности представляет собой достаточно интересный симбиоз физического и виртуального пространства. В такой ситуации меняются фреймы и культурные паттерны, формирующие национальные социокультурные матрицы. Переход в цифровую среду означает глобальное изменение существующих методов межкультурной коммуникации, усложнение схемы социализации индивида. В этом контексте нация как общность, имеющая единые социокультурные нормы, становится менее конкретным понятием, поскольку цифровизация и глобализация несут создание унифицированных норм, не привязанных к национальной идентичности. Таким образом, возникает вопрос: как в целом осмысливается сейчас концепт нации и его реальная применимость в условиях цифровой и культурной революции? Методологически изучение идентичности подвергается структурным изменениям, поскольку меняется парадигма социогуманитарного знания в процессе общественного прогресса. Очевидно, что постепенный переход в эпоху медиатизации изменяет даже самые основные категории политического, меняя функциональную и системную составляющие любого политического исследования. В этом интеллектуально-политическом климате идентичность сама по себе претерпевает ценностно-понятийные изменения, не говоря уже о сформированных целенаправленно сообществах, существование которых в разных информационных полях далеко не всегда можем назвать объективным.
2 Стоит сказать, что само понятие нации претерпевает функциональные изменения в период четвертой промышленной революции. Теперь нация – это не только территориально-культурное сообщество, объединенное общим опытом самоуправления или кровнородственным признаком, но и группа, заявляющая о своем существовании в информационном пространстве. В связи с появлением новых средств коммуникации этот процесс все менее и менее становится подконтролен политическим и экономическим институтам, переходя в разряд индивидуальной компетенции. Повышение уровня самостоятельности индивида в сетевом пространстве позволяют выстраивать более гибкий и адаптивный инструментарий идентичностного моделирования. Признаки идентичности и их манифестация могут быть оторваны от физического проявления национального и государственного сообщества, открываясь в сфере публичной политики. Следовательно, можем говорить о возникновении воображаемого информационного сообщества, проецирующего свою «самость» через действия и претензии отдельных представителей, причисляющих себя к данному сообществу. Данный подход осуществим при столкновении национальных идентичностей в процессе межкультурной коммуникации, что и наблюдается в сегодняшнем диджитализированном мире. Несовпадающие нормы и ценности вступают в этический конфликт, который своей пассивностью определяет сложившуюся сейчас ситуацию неактивной национальной взаимной дискриминации, проявляющийся в живущих стереотипах их их конвертации в актуальном информационном поле. Противоречия, создаваемые разницей норм и ценностей, выступают в роли триггеров активизации нациестроительства, как государственного, так и общественного, поскольку в данное взаимодействие вовлечены политические группы разного уровня.

views: 704

Readers community rating: votes 0

1. Grinin L. E. Globalizatsiya i suverenitet // Universal'naya i global'naya istoriya: ehvolyutsiya Vselennoj, Zemli, zhizni i obschestva. – Volgograd: Uchitel', 2012 - S. 543-544

2. Mikhajlov V. A. Osobennosti natsional'noj politiki Rossii v usloviyakh globalizatsii // Globalistika kak oblast' nauchnykh issledovanij i sfera prepodavaniya. – Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta – Moskva. 2014. - S. 204-209

3. Timofeeva L.N. Kontsept identichnosti v izuchenii politiki // Sovremennaya politicheskaya nauka: Metodologiya: nauchnoe izdanie / Otv. Redaktor red. O. V. Gaman-Golutvina, A. I. Nikitin. – 2-e izd., ispr. i dop. – M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2019 – S. 446-464

4. Khushkamadova Kh. O. Vozdejstvie global'nykh i lokal'nykh faktorov na gendernye otnosheniya // Globalistika kak oblast' nauchnykh issledovanij i sfera prepodavaniya. – Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta – Moskva. 2014. - S. 358-367

5. Yusev A. Kinopolitika. Skrytye smysly sovremennykh gollivudskikh fil'mov // Al'pina Pablisher, Moskva. 2017 – 300 s.

6. Perevezentsev S. The Frontline Is The Past // Russia in global affairs – 2018 –№2 – p. 36-50

7. Savino G. Europeanism or Nationalism? // Russia in global affairs – 2018 –№2 – p. 94-105

8. Mckay H., White House pens social media script for Hollywood A-listers to tout immigration policies // FOX News. 06.06.2016. URL: http://www.foxnews.com/entertainment/2016/06/06/ white-house-pens-social-media-script-for-Hollywood-A-listers-to-tout-immigration-policies

Система Orphus

Loading...
Up