THEORETICAL BASES OF COOPETITION: STRATEGIC ALLIANCE, CONSORTIUM, PATENT POOL

 
PIIS241328880004389-1-1
DOI10.18254/S241328880004389-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: St. Petersburg State University (Faculty of Economics)
Address: Russian Federation,
Journal nameNauka.me
Edition
Abstract

Coopetition is a competitive cooperation that combines cooperation and competition, while firms from the same industry cooperate in creating a market, but compete in its division. The main desired result of such associations is access to the material, information and intellectual resources of a competitor company. Competitive cooperation can be implemented in various forms: a strategic alliance, a consortium, and a patent pool. Each of these forms has its own characteristics that determine the activity of the united competing companies.

KeywordsCoopetition, cooperation, competition, competing firms, strategic alliance, consortium, patent pool
Received19.03.2019
Publication date02.07.2019
Number of characters23418
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В условиях высокой конкуренции фирмы-участники рынка отдельно взятой отрасли стараются любыми доступными способами укрепить свои позиции. Зачастую сделать это бывает сложно, поэтому чтобы усилить свои позиции на рынке, фирмы-конкуренты принимают решение выступать в роли сотрудников.
2 Данный вариант поведения фирм-конкурентов называют «коопетиция», т.е. конкурентное сотрудничество, объединяющее в себе кооперацию и конкуренцию. Кооперация – это способ организации общественного производства на основе обмена деятельностью и продуктами этой деятельности; организация труда, при которой отдельные лица или группы лиц выполняют специализированные производственные операции, которые в своей взаимосвязи и последовательности составляют цельный производственный процесс.1 Конкуренция - это соперничество в какой-либо отрасли с целью получения прибыли. Таким образом, коопетицию следует определять, как ситуацию, при которой фирмы из одной отрасли взаимодействуют при создании рынка, но при этом конкурируют при его разделе. Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф в своей книге «Co-opetition» сравнивают коопетицию с «Войной и Миром», при этом война и мир не периодически сменяют друг друга, а существуют параллельно. Также взаимосвязь конкуренции и сотрудничества можно проиллюстрировать, используя теорию игр. Она помогает фирмам разработать правильную стратегию, принять верное решение. Особенно эффективным данный инструмент является, если решения не могут приниматься независимо друг от друга в связи с существованием большого числа взаимосвязанных факторов, влияющих на их принятие. 1. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010. – т .2. с.309
3 Основными желаемыми результатами такого рода объединений является доступ к ресурсам, недоступным иным образом или требующий значительных и невозможных для фирмы затрат. В первую очередь, доступ к материальным ресурсам компании-конкурента, но возможен также и обмен информационными и интеллектуальными ресурсами, так как зачастую именно интеллектуальный капитал является недостающим элементом для крупномасштабных исследований и разработок.
4 Конкурентное сотрудничество может быть осуществлено в различных формах. Основными из них считаются стратегический альянс, консорциум и патентный пул. Каждая из этих форм имеет свои особенности и характерные черты, определяющие деятельность объединившихся компаний-конкурентов.
5 К факторам, оказывающим существенное влияние на выбор формы коопетиции можно отнести следующие: временной период, на который фирма хочет стать участником объединения, фактический «размер» фирмы, непосредственно «вклад» компании в объединение, уровень доверия компании другим фирмам, возможно, меньшего размера и статуса. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
6 Временной период, как правило, отражается следующим образом: для стратегических альянсов и патентных пулов характерно длительное сотрудничество, а для консорциумов – напротив, характерны крупные, но не продолжительные по времени проекты с ограниченным периодом сотрудничества.

views: 581

Readers community rating: votes 0

1. Brandenburger, Adam M. Co-opetition / Adam M. Brandenburger, Barry J. Nalebuff – Currency Doubleday, 1998. – 287 r.

2. Asaul, A.N. Organizatsiya predprinimatel'skoj deyatel'nosti / A.N. Asaul: uchebnik / – SPb.: ANO IPEhV, 2009. – 336 s.

3. Znamenskij, A.O. Strategicheskie al'yansy kak mezhdunarodnye ob'edineniya korporatsij / A.O. Znamenskij // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. – 2008. – №4 – S.11-19

4. Konysheva, A.V. Patentnyj pul kak forma vzaimodejstviya kompanij na rynke intellektual'noj sobstvennosti / A.V. Konysheva // Rossijskoe predprinimatel'stvo. – 2012. – №17 – S. 38-43

5. Novaya filosofskaya ehntsiklopediya. V chetyrekh tomakh. T.2 / In-t filosofii RAN. Nauchno-red. sovet: V.S. Stepin, A.A. Gusejnov, G.Yu. Semigin – M.: Mysl', 2010. – T.1-4. – 2816 s.

6. D.V.Arutyunova «Strategicheskij menedzhment», Uchebnoe posobie. Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2010, 122 s.

7. V. Borodkin, E. Cherkasova, «Patentnye puly: pravovaya priroda i tendentsii primeneniya v Rossii», Legal Insight, №8, 2012 g.

Система Orphus

Loading...
Up