Правовой режим систем накопления электрической энергии

 
Код статьиS231243500021648-0-1
DOI10.18254/S23124350021650-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: АО «СО ЕЭС»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы60-65
Аннотация

Системы накопления электрической энергии способствуют интеграции в энергосистему генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, постепенному выводу из эксплуатации оборудования традиционной генерации, оптимизации стоимости энергоснабжения, обеспечению надежного и устойчивого функционирования энергосистемы. Энергетической стратегией Российской Федерации до 2035 предусмотрена необходимость обеспечения систем накопления энергии в обращении электрической энергии (мощности) и оказании сопутствующих услуг. Однако, принципиальные вопросы, связанные с правовым статусом и квалификацией систем накопления в качестве отдельного вида оборудования, остаются открытыми. В работе представлены подходы к изменению нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации с целью установления правового режима систем накопления электрической энергии.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая стратегия, законодательство об электроэнергетике, системы накопления электрической энергии
Получено30.06.2022
Дата публикации30.09.2022
Кол-во символов18840
Цитировать     Скачать pdf
1 Задачей электроэнергетической отрасли в рамках Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года является повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими зарубежными аналогами, с обеспечением экономической эффективности таких услуг [1].
2 В соответствии с планом мероприятий по реализации Энергетической стратегии для решения указанной задачи необходимо обеспечить участие систем накопления электрической энергии (далее – СНЭЭ) в обращении электрической энергии (мощности) и оказании сопутствующих услуг [2].
3 Подготовка акта Правительства Российской Федерации, направленного на установление правовых оснований участия владельцев СНЭЭ в торговле электрической энергии и (или) мощностью на оптовом рынке и розничных рынках электрической энергии также предусмотрена актуализированным планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет» [3]. Указанный нормативный правовой акт должен содержать понятие «системы накопления электрической энергии» и «владельца системы накопления электрической энергии».
4 В настоящее время в отрасли сложилась ситуация, при которой проекты, связанные с интеграцией СНЭЭ в энергосистему, уже реализуются участниками рынка (масштабный запуск систем накопления в регионах присутствия ПАО «Россети Центр»; реализация ООО «РЭНЕРА» и АО «Атомэнергопромсбыт» пилотного проекта сервиса «Коммерческая диспетчеризация на базе накопителя энергии»; разработка ПАО «РусГидро инновационной гибридной системы накопления энергии, увеличение случаев работы СНЭЭ в составе генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии).
5 Вместе с тем, концептуальные вопросы правового статуса и квалификации систем накопления в качестве отдельного вида оборудования остаются открытыми.
6 В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике [4], к объектам электроэнергетики относятся объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
7 Функции СНЭЭ в электроэнергетике различаются в зависимости от их использования субъектами электроэнергетики, владеющими объектами по производству электрической энергии или объектами электросетевого хозяйства.
8 Для генерирующих компаний СНЭЭ, находящаяся в границах балансовой принадлежности объекта по производству электрической энергии, способна повысить эффективность работы электростанции, повысить точность ведения графика нагрузки. Накопитель может быть в составе «системной» электростанции, небольшой или локальной станции, в составе генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии (СЭС/ВЭС) [5].

всего просмотров: 225

Оценка читателей: голосов 0

1. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 15.06.2020, № 24, ст. 3847.

2. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2021 № 1447-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 14.06.2021, № 24 (Часть II), ст. 4530.

3. План мероприятий («дорожная карта» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 № 402-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 11, ст.1725.

4. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, № 13, ст. 1177.

5. Применение систем накопления энергии в России: возможности и барьеры (экспертно-аналитический отчет Инфраструктурного центра EnergyNet), Москва, 2019. URL;https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1b8/1b83729ddd27beaeb629e380293a4585.pdf

6. Всероссийская конференция «Промышленные системы накопления и хранения электроэнергии» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=gyngcMs3cwo [дата обращения 22.05.2022].

7. Электроэнергетические системы. Учебное пособие для диспетчерского персонала / Под общей редакцией главного диспетчера АО «СО ЕЭС» М.Н. Говоруна. – М.: ЗАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ», 2021.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх