Государственное регулирование в сфере ограничения выбросов парниковых газов в условиях перехода к низкоуглеродной энергетике в Российской Федерации

 
Код статьиS231243500021644-6-1
DOI10.18254/S23124350021646-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы17-22
Аннотация

В топливно-энергетическом комплексе России в соответствии с Энергетической стратегией одной из задач в сфере противодействия изменениям климата является осуществление государственного регулирования выбросов парниковых газов и другого антропогенного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на климат с учетом международных обязательств Российской Федерации. В данной области общественных отношений государственное регулирование, в частности, осуществляется посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов и создания эффективной законодательной основы. В целом законодательство, направленное на регулирование отношений в сфере ограничения выбросов парниковых газов, находится на этапе формирования. При разработке нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования данных отношений целесообразно разработчикам проектов документов стремиться к установлению и применению единой терминологии. Единая терминология позволит обеспечить непротиворечивое системное регулирование. Целесообразно также развитие регионального и отраслевого регулирования.

Ключевые словаэнергетическое право, климатические проекты, ограничение выбросов парниковых газов
Получено12.07.2022
Дата публикации30.09.2022
Кол-во символов14881
Цитировать     Скачать pdf
1 Вопросы охраны окружающей среды и вопросы влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также вопросы устойчивого развития, изменения климата занимают значительное место в сфере государственного регулирования экономической деятельности в целом. Особую значимость приобретают эти вопросы в условиях необходимости ограничения выбросов парниковых газов и перехода к низкоуглеродной энергетике.
2 В топливно-энергетическом комплексе России в соответствии с Энергетической стратегией одной из задач в сфере противодействия изменениям климата является осуществление государственного регулирования выбросов парниковых газов и другого антропогенного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на климат с учетом международных обязательств Российской Федерации.
3 В данной области общественных отношений государственное регулирование, в частности, осуществляется посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов и создания эффективной законодательной основы. Необходимо отметить, что в настоящее время происходит активное формирование нормативно-правовой базы, в связи с чем как верно отмечает В.В.Романова особую актуальность приобретают сравнительно-правовые исследования законодательства различных государств, устанавливающих правовые режимы в отношении климатических проектов, закрепляющие требования к участникам климатических проектов, регуляторам, контролерам.[1]
4 Основой формирования и реализации политики в области климата в Российской Федерации является Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации». Климатическая доктрина была утверждена в целях осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации в условиях изменяющегося климата. Во исполнение указанного распоряжения Президента Российской Федерации был утвержден комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. В целях ограничения выбросов парниковых газов в промышленности и энергетике были запланированы, в частности, мероприятия по реализации комплекса мер по ограничению выбросов парниковых газов при генерации энергии из ископаемого топлива; а также по реализации мер по увеличению использования возобновляемых источников энергии для генерации тепловой и электрической энергии; по внедрению инновационных технологий на основе использования атомной энергии; по разработке и реализации пилотных проектов по сооружению и опытно-промышленной эксплуатации объектов в области энергетики для улавливания и захоронения CO2 и др.
5 В Указе Президента РФ от 30.09.2013 N 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» Правительству было поручено:

всего просмотров: 212

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. О приоритетных направлениях правовых исследований по энергетическому праву с учетом современной низкоуглеродной повестки.//Правовой энергетический форум.2021.№ 4. С.13-20.

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 N 716-р (ред. от 30.04.2018) «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.05.2015, N 18, ст. 2737.

3. Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2006 N 278-р (ред. от 05.04.2019) «О создании российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в г. Монреале 16 сентября 1987 г.».

4. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // Собрание законодательства РФ. 11 ноября 1996 г. N 46. Ст. 5204.

5. Приказ Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.12.2015.

6. Приказ Минприроды России от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2017.

7. Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 N 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

8. Указ Президента РФ от 04.11.2020 N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7095.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» // Собрание законодательства РФ, 08.11.2021, N 45, ст. 7556.

10. Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть I), ст. 5124.

11. ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2021 N 1029-ст) // М.: ФГБУ «РСТ», 2021.

12. Проект Федерального закона (доработанный текст) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 02/04/09-21/00120010) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.10.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх