Актуальные проблемы правового регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтепромышленного комплекса

 
Код статьиS231243500030178-3-1
DOI10.61525/S231243500030178-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший юрист Практики промышленной безопасности и охраны труда ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Аффилиация: ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №1
Страницы108-114
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы идентификации опасных производственных объектов, проблемы правового регулирования постоянного государственного надзор в области промышленной безопасности. Автором отмечено, что важное значение в вопросе категорирования промышленных объектов приобретает установление особенностей и порядка идентификации и классификации соответствующих объектов, определения лиц, на которых возлагаются обязанности по представлению соответствующей информации или полномочия по их выявлению.

В настоящей статье представлен системный анализ требований действующего законодательства во взаимосвязи с судебной практикой, определены проблемы правоприменительной практики и сформулированы выводы по их устранению.

Ключевые словаэнергетическое право, промышленная безопасность, опасный производственный объект, постоянный государственный надзор, идентификация опасных производственных объектов
Получено20.11.2023
Дата публикации17.03.2024
Кол-во символов23536
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Опасные производственные объекты (ОПО) представляют большую угрозу как для людей, так и для окружающей среды. По этой причине каждый такой объект нуждается в особом контроле. 
2 Однако на практике нередко встречаются случаи, при которых организация, эксплуатирующая ОПО, сталкивается с проблемами правового регулирования такого контроля, практическими проблемами правильности идентификации ОПО, вопросами, связанными с постоянным государственным надзором в области промышленной безопасности.
3  В данной статье раскрываются проблемы правового регулирования идентификации ОПО, а также практические проблемы осуществления постоянного государственного надзора в области промышленной безопасности нефтепромышленного комплекса.
4 Законодательство по промышленной безопасности распространяется только на опасные производственные объекты (ОПО), само понятие которых впервые было введено Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – «закон № 116-ФЗ»)1 [1]. Положения данного закона обязательны для исполнения только организациями, эксплуатирующими ОПО. 1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ-водственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ // СЗ РФ.1997, N 30, ст. 3588
5 Требования, предъявляемые к ОПО, существенно осложняют его эксплуатацию и, в том числе, влекут за собой финансовые затраты на экспертизу промышленной безопасности, на обучение и аттестацию персонала, на страхование ответственности за причинение ущерба третьим лицам и окружающей среде в результате аварии на ОПО, осуществление производственного контроля, регистрацию такого объекта в территориальных органах Ростехнадзора и прочее.
6 Требования промышленной безопасности устанавливаются законом для всех стадий жизни ОПО, начиная с его проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации и ликвидации 2[2]. Многие аспекты правового регулирования промышленной безопасности опасных производственных объектов ТЭК становятся предметом правовых исследований.3 [3] 2. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М. Издательская группы «Юрист». 2021. С.60-86.

3. Тубденов В.Г. Правовое положение добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса. дисс…. к.ю.н. Москва, 2018. Тубденов В.Г. >>>> //Правовой энергетически форум.2018. № 1. С.30-36.
7 В обязанности руководителя организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, входит предоставление полных и достоверных сведений для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. При этом владельцу (руководителю) предприятия или организации необходимо определить, являются ли объекты его предприятия опасными производственными объектами или нет, требуется ли их регистрация.
8 Однако, несмотря на достаточно длительный срок действия данного закона, как показывает практика, до сих пор идентификация производственных объектов в качестве опасного или неопасного в ряде случаев вызывает затруднения. Во многом это связано с тем, что в законе № 116-ФЗ предусмотрены не только критерии наличия на объекте опасных веществ, либо определенные виды деятельности, но и другие показатели, учитывающие, в том числе, наличие на объектах соответствующих технических устройств. При этом действующие нормативные документы не содержат чётких указаний по применению тех или иных критериев в некоторых конкретных случаях.

всего просмотров: 68

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ-водственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ // СЗ РФ.1997, N 30, ст. 3588

2. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М. Издательская группы «Юрист». 2021. С.60-86.

3. Тубденов В.Г. Правовое положение добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса. дисс…. к.ю.н. Москва, 2018. Тубденов В.Г. Актуальные вопросы правового обеспечения промышленной безопасности добывающих компаний в нефтегазовом комплексе//Правовой энергетически форум.2018. № 1. С.30-36.

4. Тихомирова Л.А. Особенности и проблемы идентификации, классификации и регистрации опасных производственных объектов// https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=18714&cacheid=22AC6FFFB4FD361DE2F4091FBCC63F34&mode=splus&rnd=e0KLuw#R4Ty04UwLFuREBMN1

5. Приказ Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2020

6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»// Российская газета. N 169, 02.08.2010

7. Тихомирова Л.А. Особенности и проблемы идентификации, классификации и регистрации опасных производственных объектов//https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=18714&cacheid=22AC6FFFB4FD361DE2F4091FBCC63F34&mode=splus&rnd=e0KLuw#R4Ty04UwLFuREBMN1

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.07.2021

Система Orphus

Загрузка...
Вверх