Проблемы реализации критериев теплосетевых организаций: договорные отношения между теплоснабжающей организацией и владельцем тепловых сетей, утратившим статус теплосетевой организации

 
Код статьиS231243500030170-5-1
DOI10.61525/S231243500030170-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель экспертно-правовой группы, Публичное акционерное общество «Т Плюс»
Аффилиация: Публичное акционерное общество «Т Плюс»
Адрес: Российская Федерация, Киров
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №1
Страницы35-43
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации критериев теплосетевых организаций и судьба договорных отношений между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, утратившими статус теплосетевых организаций. Автор делает вывод, что специальное законодательство о теплоснабжении не предусматривает порядок прекращения договорных отношений теплоснабжающей организации с лицом, не соответствующим критерию теплосетевой организации, в том числе в ситуации, когда между сторонами существовал договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) до вступления в силу критериев. Такое положение приводит к различным толкованиям порядка применения критериев и порождает споры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей. Отсутствие простого и чёткого механизма применения критериев в ценовых зонах создало ситуацию, при которой теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей вынуждены отстаивать свои права в судебном и административном порядке. Анализ общих положений гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что договоры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, не соответствующими критериям, подлежат прекращению невозможностью исполнения. Также теплоснабжающая организация имеет право проверять владельца тепловых сетей на предмет соответствия критериям теплосетевых организаций. Автор делает вывод о необходимости разработки механизма взаимодействия сторон при заключении и исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Ключевые словаэнергетическое право, правовое положений теплосетевых организаций, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя)
Получено17.11.2023
Дата публикации17.03.2024
Кол-во символов30207
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Тепловая энергия – это особый товар, который невозможно увидеть, накопить, а также купить и продать без определённой инфраструктуры. Процессы производства, передачи и потребления тепловой энергии являются неразрывными, происходят одновременно и не существуют раздельно друг от друга. Это требует слаженной работы производителей тепловой энергии, её транспортировщиков и потребителей, соблюдения каждым из участников отношений по теплоснабжению нормативно установленных требований.
2 Важная роль владельца тепловых сетей (транспортировщика) в теплоснабжении потребителей обуславливает его особый статус. Такой владелец может перепродавать тепловую энергию, в том числе быть единой теплоснабжающей организацией, а также оказывать услуги по передаче тепловой энергии, являясь теплосетевой организацией.
3 При этом затраты каждого владельца объектов теплоснабжения вносят свой вклад в конечную цену тепловой энергии, в связи с чем чрезмерные расходы неэффективных собственников и пользователей коммунальной инфраструктуры увеличивают финансовую нагрузку на население и государственный бюджет, из которого возмещается межтарифная разница, а также сокращают размер инвестиций единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах.
4 В теме сокращения затрат интересен опыт зарубежных стран. В Дании (где распространено централизованное теплоснабжение) предусмотрен некоммерческий принцип теплоснабжения, т.е. возмещаются только необходимые затраты на производство тепловой энергии без включения в конечную цену прибыли, а инфраструктура в основном принадлежит муниципальным образованиям [1]. В Исландии также имеется разветвлённая сеть централизованного теплоснабжения, при этом снижение затрат обусловлено широким использованием доступной в стране геотермальной энергии [2]. В Германии коммунальные предприятия должны обеспечить информационную открытость: так, в Карлсруэ суд обязал коммунальное предприятие предоставлять информацию о затратах представителям прессы, при этом наличие общественного интереса и вопросы, включаемые в запрос, определяет сам журналист [3]. В Швеции энергетические предприятия используют мусор вместо угля или газа для производства тепла и электроэнергии [4].
5 В России предусмотрены механизмы, ограничивающие тарифы и цены на тепловую энергию. Новым механизмом стали критерии теплосетевых организаций, которые ограничивают круг лиц, имеющих право на возмещение затрат.
6 До 1 сентября 2022 года любой владелец тепловой сети мог получить статус теплосетевой организации, установив тариф на услуги по передаче тепловой энергии или заключив договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии с единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения.
7 Однако с 1 сентября 2022 года коммерческая деятельность владельцев тепловых сетей была ограничена – вступили в силу установленные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 № 2033 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2033) критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (далее – критерии) . Это значит, что для получения статуса теплосетевой организации (в т.ч. для получения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии), владелец тепловых сетей должен отвечать определённым требованиям (основное – это установленная протяжённость тепловых сетей).

всего просмотров: 37

Оценка читателей: голосов 0

1. Johansen, K. A Brief History of District Heating and Combined Heat and Power in Denmark: Promoting Energy Efficiency, Fuel Diversification, and Energy Flexibility // Advances in Energy Research: 4th Edition – March 30, 2023. – https://videleaf.com/wp-content/uploads/2023/04/A-Brief-History-of-District-Heating-and-Combined-Heat-and-Power-in-Denmark-Promoting-Energy-Efficiency-Fuel-Diversification-and-Energy-Flexibility.pdf#:~:text=In%20the%20Danish%20energy%20system%2C,and%20increased%20energy%20flexibility%20%5B7%2D11%5D.

2. Government in Iceland: Energy // https://www.government.is/topics/business-and-industry/energy/.

3. Von kommunalen Versorgungsbetrieben kann die Presse Auskunft verlangen / JuraForum.de-Redaktion // https://www.juraforum.de/news/von-kommunalen-versorgungsbetrieben-kann-die-presse-auskunft-verlangen_194463.

4. Cooper, R. Rubbish is powering Sweden’s heat, electricity, and buses // https://www.climateaction.org/news/rubbish-is-powering-swedens-heat-electricity-and-buses.

5. Матиящук, С. Дайте статус теплосети! // ЭЖ-Юрист. – 2014. – № 16-17.

6. Хамидуллин, М.Т. Критерии теплосетевых организаций. Есть ли альтернативы? // https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=4180.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» // Российская газета. – № 4. – 11.01.2019.

8. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/1086603-6.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» // Российская газета. – № 136. – 25.06.2020.

10. Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.03.2015

11. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2115 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2021

12. Постановление Правительства РФ от 26.01.2023 № 110 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.01.2023

13. Пояснительная записка по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/388059-7.

14. Постановление Правительства РФ от 25.11.2021 № 2033 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.11.2021

15. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 2, февраль. – 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх