Современное углеродное регулирование в России: оценка ограничений и возможные пути решений

 
Код статьиS231243500029319-8-1
DOI10.61525/S231243500029319-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Лаборатории экологии и рационального природопользования ООО «НИИ Транснефть»
Аффилиация: ООО «НИИ Транснефть»
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы60-68
Аннотация

Повышение актуальности климатической повестки на государственном уровне делает необходимым разработку подходов и внедрение мероприятий по эффективному управлению выбросами парниковых газов, а также создание нормативной базы, которая будет способствовать более широкому распространению практик низкоуглеродного развития. В настоящий момент в России активно развивается и дополняется законодательство в области климатического регулирования. Некоторые аспекты существующего законодательства требуют уточнения. В статье проанализированы аспекты корпоративного управления в области адаптации к изменению климата, правовая база, которая обеспечивает климатическое регулирование, и некоторые ее уязвимости, а также возможные пути улучшения выявленных ограничений.

Ключевые словауглеродное регулирование, парниковые газы, устойчивое развитие, климатическая повестка
Получено18.08.2023
Дата публикации24.01.2024
Кол-во символов30590
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение
2 Вопрос глобального изменения климата активно обсуждается в международной практике: более 190 стран [1] приняли целевые показатели по достижению углеродной нейтральности в долгосрочном развитии. Россия не является исключением.
3 В конце 2021 года утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. [2]. Низкоуглеродная стратегия России предполагает два сценария развития страны: инерционный и целевой (интенсивный). Интенсивный сценарий ставит своей целью достижение углеродной нейтральности Российской Федерацией к 2060 г. Основной упор при этом делается на повышение поглотительного потенциала российских лесов.
4 В качестве мер по реализации Стратегии низкоуглеродного развития в Российской Федерации происходит настройка нормативной связи , связанная с регулированием выбросов парниковых газов, внедрением низкоуглеродных технологий и климатических проектов, формированием устойчивого национального рынка углеродных единиц.
5 Несмотря на отсутствие конкретных показателей по сокращению выбросов для отдельных отраслей промышленности в Стратегии РФ, предприятиям необходимо предусмотреть мероприятия для достижения поставленных целей. В настоящий момент, Министерством энергетики Российской Федерации разработан план адаптации топливно-энергетического комплекса к климатическим изменениям. В документе указаны основные риски, с которыми может столкнуться отрасль вследствие изменений климата, а также мероприятия, способные смягчить последствия реализации данных рисков.
6 Наличие данного тренда на государственном уровне говорит о важности внедрения принципов устойчивого развития и климатической повестки в корпоративное управление компаний топливно-энергетического комплекса. Многие российские организации уже начали реализацию процессов по климатической адаптации, однако в настоящий момент это не приняло повсеместного характера.
7 Таким образом, активное развитие законодательства в части углеродного регулирования свидетельствует о высокой степени заинтересованности во внедрении мероприятий по снижению негативных эффектов глобального изменения климата и сокращению выбросов парниковых газов.
8 Основы российского углеродного регулирования
9 В качестве мер по реализации целей Стратегии низкоуглеродного развития России происходит активное развитие нормативной базы климатического регулирования. Российские документы опираются на международные соглашения в области адаптации к изменениям климата, в том числе, на Парижское соглашение 2015 г. Рамочной конвенции ООН по изменению климата (вступило в силу для Российской Федерации 6 ноября 2019 года), целью которого является противодействие росту средней годовой температуры к середине 21 века [3]. Тем не менее соглашение не обозначает конкретных мер и целевых показателей для государств, участвующих в соглашении. Важность принятия интенсивных мер по сокращению выбросов обуславливается тем, что на 2020 год повышение среднего уровня глобальной температуры составило 1,15о С относительно доиндустриального [4]. При этом по мнению исследователей, достижение целей Парижского соглашения будет невозможно без реальных усилий со стороны компаний [5].

всего просмотров: 59

Оценка читателей: голосов 0

1. Climate action. URL: https://climateaction.unfccc.int/ (дата обращения: 03.07.2023).

2. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052‑р. М., 2021. 36 с.

3. Paris agreement // United Nations. URL: https://unfccc.int/files/essential_background/convention/application/pdf/english_paris_agreement.pdf (дата обращения: 29.06.2023).

4. State of the Global Climate in 2022 // World meteorological organization. URL: https://public.wmo.int/en/our-mandate/climate/wmo-statement-state-of-globalclimate (дата обращения: 04.07.2023).

5. Grove H., Clouse M., Xu T. Climate change risk: Challenge for corporate governance // Journal of Governance and Regulation. 2021. No. 10. P. 258–268. DOI: 10.22495/jgrv10i2siart7

6. Краснова И.О. Экономические меры ограничения выбросов парниковых газов: сравнительно-правовой контекст // Вестник университета О.Е. Кутафина. 2022. № 5. С. 104–113.

7. Реестр углеродных единиц. URL: https://carbonreg.ru/ru/ (дата обращения: 04.07.2023).

8. План адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса РФ, утвержденный приказом Министерства энергетики России № 280 от 31.03.2022. М., 2022. 17 с.

9. Матвеева О. Российский ТЭК взял курс на углеродную нейтральность // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/61b9bf037a8aa9fe098c6156?ysclid=le8etjvif5625712926 (дата обращения: 21.04.2023).

10. Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures // Task force on climate-related financial disclosures. URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL‑2017-TCFDReport.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

11. Терентьев Н.Е. Изменения климата как фактор развития компаний: корпоративные стратегии и ориентиры государственной промышленной политики // Проблемы прогнозирования. 2021. № 5 (188). С. 54–63.

12. СИБУР успешно прошел международную сертификацию сокращения выбросов парниковых газов // СИБУР. URL: https://www.sibur.ru/ru/press-center/news-and-press/sibur-uspeshno-proshel-mezhdunarodnuyu-sertifikatsiyu-sokrashcheniya-vybrosov-parnikovykh-gazov/ (дата обращения: 04.07.2023).

13. IPCC 2006, 2006 IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories, Prepared by the National Greenhouse Gas Inventories Programme. Eggleston H.S., Buendia L., Miwa K., Ngara T., Tanabe K. (eds). Published: IGES, Japan. 28 c.

14. СИБУР объявил о старте лесоклиматической программы “Зеленая формула” // СИБУР. URL: https:// www.sibur.ru/ru/press-center/news-and-press/siburobyavil-o-starte-lesoklimaticheskoy-programmy-zelenaya-formula/ (дата обращения: 04.07.2023).

15. Рослесхоз и “Газпром нефть” планируют реализовать пилотные проекты лесовосстановления // Рослесинфорг. URL: https://roslesinforg.ru/news/all/9157/?ysclid=ljcv2caolm66022650 (дата обращения: 04.07.2023).

16. Правовая природа углеродных единиц в России // ЦСР. URL: https://static.agriecomission.com/uploads/Правовая_природа_углеродных_единиц_в_России.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

17. Greenhouse Gas Protocol. URL: https://ghgprotocol.org/ (дата обращения: 29.06.2023).

18. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Роль национального климатического закона в обеспечении “энергетического перехода” // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2. С. 151–162.

19. Why Finland has been so lucky with forest fires? URL: https://www.northumberland.gov.uk/Northumberland-CountyCouncil/media/Fire-and-Rescue/WildfirePreventionManual/Why-are-there-so-few-Forest-Firesin-Finland-H-Lindberg.pdf (дата обращения: 29.06.2023).

20. Готовы к переходу на интенсивное лесопользование // Леспроминформ. URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=5832&ysclid=ljpdjvczac659458135 (дата обращения: 05.07.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх