Федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики: эволюция и современное состояние нормативного регулирования

 
Код статьиS231243500027975-0-1
DOI10.61525/S231243500027975-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрист Департамента нормативного обеспечения Правового управления Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»; аспирант АНО «Научно-исследовательский
Аффилиация:
Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»
АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы52-60
Аннотация

Обеспечение надежного и безопасного функционирования единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, энергетической безопасности отрасли, а также приоритет жизни и здоровья работников организаций в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств относятся к числу основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. В отсутствие осуществления госэнергонадзора и развития необходимой нормативной основы невозможно достичь целей регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, полноценно реализовать принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а также основы отраслевой государственной политики. В настоящем исследовании рассматривается процесс эволюции нормативной регламентации осуществления госэнергонадзора в сфере электроэнергетики, выделяются ключевые изменения государственного надзора по результатам принятия нормативных правовых актов в рамках проведенной реформы контрольной и надзорной деятельности, а также исследованы приоритетные задачи развития правового регулирования госэнергонадзора.

Ключевые словаэнергетическое право, электроэнергетика, нормативное регулирование федерального государственного энергетического надзора
Получено06.06.2023
Дата публикации12.10.2023
Кол-во символов28124
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

  • Значение федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики
  • 2 Обеспечение надежного и безопасного функционирования ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, энергетической безопасности отрасли, а также приоритет жизни и здоровья работников организаций в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств относятся к числу основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
    3 Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») федеральный государственный энергетический надзор (далее – госэнергонадзор) является одним из применяемых в электроэнергетике методов государственного регулирования и контроля.
    4 Наряду с принятием нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, и аттестацией по безопасности в сфере электроэнергетики, осуществление госэнергонадзора также относится к мерам государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, целями которого являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
    5 Исторически госэнергонадзор занимал особое место в системе органов государственного контроля, ответственных за обеспечение энергетической безопасности не только топливно-энергетического комплекса, но и страны в целом. В результате последовательно проводимой работы по разработке нормативных правовых актов в электроэнергетике образовалась стабильно функционирующая система государственного надзора за безопасностью объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
    6 Тем не менее, вопрос перманентного развития нормативного обеспечения госэнергонадзора не утратил свою актуальность и на данный момент.
    7 В состав ключевых целей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) на ближайшую перспективу входят совершенствование деятельности по реализации функций государственного контроля (надзора) и улучшение нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, к которой также относится осуществление госэнергонадзора [1].
    8 На современном этапе развития электроэнергетики надзорными органами также проводится работа по стимулированию добросовестного соблюдения и разъяснению обязательных требований, формированию одинакового понимания обязательных требований, устранению условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям [2].

    всего просмотров: 127

    Оценка читателей: голосов 0

    1. Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2023 год, утвержденная 31.03.2023 Руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору// URL: https://www.gosnadzor.ru/.

    2. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики на 2023 год" (утв. приказом Ростехнадзора от 27.12.2022 N 471) URL: https://www.gosnadzor.ru/?ysclid=lifujn8bo4322153177 .

    3. Отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году//URL: https://www.gosnadzor.ru/

    4. Е.Е. Леухина. Правовое регулирование надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности в электроэнергетике /дисс. к.ю.н/ Челябинск. 2014.

    5. Романова В.В. Энергетический правопорядок: текущее состояние и проблемные аспекты // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 12 - 15. Кулаков А. Анализ судебной практики по спорам между субъектами бизнеса и органами государственного энергетического надзора // Административное право. 2014. № 3. С. 11 - 16. Устинов А.А., Александрова Е.Р. Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере теплоснабжения // Правовой энергетический форум. 2015. № 1. С. 27 - 32. Романова В.В. Тенденции развития энергетического права на национальном уровне // Юридический мир. 2016. № 8. С. 57 - 62.

    6. Актуальные задачи энергетического права: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Романовой. М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2022. С. 41.

    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.1996 № 560 «О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996, № 20, ст. 2352.

    8. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 499.

    9. Постановление Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации»// Российская газета, № 164, 27.08.1998.

    10. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 06.12.2021) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ. 2004, № 32, ст. 3348.

    11. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2005 году //URL: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder/doclad_2005pdf.pdf

    12. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2007 году // URL: https://www.gosnadzor.ru/

    13. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году//URL: https://www.gosnadzor.ru/

    14. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2011 году//URL: https://www.gosnadzor.ru/

    15. Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 (ред. от 30.06.2021) «О федеральном государственном энергетическом надзоре» // СЗ РФ. 2013. № 30 (часть II). ст. 4119

    16. Федеральный закон от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» // СЗ РФ. 2016, № 26., ст. 3865.

    17. Постановление Правительства РФ от 20.07.2016 № 701 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» // СЗ РФ. 2016. № 31. ст. 5019.

    18. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 29.09.2018 № 8028п-П13 http://ar.gov66.ru/wp-content/uploads/files/____2024_.pdf

    19. План работы секции № 7 «Совершенствование государственного энергетического надзора» Научно-технического совета Ростехнадзора на 2023 год//URL: https://www.gosnadzor.ru/.

    Система Orphus

    Загрузка...
    Вверх