Энергетика и правосудие: современные проблемы турбулентности правового регулирования

 
Код статьиS231243500026195-2-1
DOI10.18254/S231243500026195-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук; главный научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки им. В.А.Мусина»
Аффилиация:
Институт государства и права РАН
АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки им. В.А.Мусина»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы9-18
Аннотация

Рассматривается проблематика современного правового регулирования в энергетическом секторе экономики Российского государства, характеризующимся серьезной турбулентностью. Такая ситуация порождает сложности в эффективном функционировании механизма правосудия. Обосновывается необходимость на базовом уровне фиксированного целеполагания как в правовом регулировании энергетики, так и в правосудной деятельности. Вносятся предложения фундаментального – в сущности и по форме – характера. Важным также – в плане рассматриваемой в настоящей статье проблемы – является и необходимость реального учета «зеленого» воздействия на нашу экономику, прежде всего при определении стратегических целей ее развития. Отмечается, что судебная политика стать ориентиром для совершенствования механизма правосудия в ключевом для государства с турбулентным регулированием базовым сектором экономики – энергетики.

Ключевые словаэнергетическое право, турбулентность правового регулирования, механизм правосудия, кодификация энергетического законодательства, кодификация законодательства о судах и судьях
Получено31.03.2023
Дата публикации27.06.2023
Кол-во символов30430
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Исходной базой для проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, служит высказанное в научной юридической и иной литературе мнение: в последнее столетие происходит доселе невиданное, превосходящее самые смелые прогнозы и ожидание усложнения буквально всех общественных процессов, которые с каждым днем становятся все более стихийными, непредсказуемыми, неуправляемыми и бесконтрольными, что, по всей видимости, представляет собой их специфическое свойство, отличительную особенность на данном этапе исторического развития. И это сопровождается стремительным возникновением огромного множества совершенно новых, в большинстве своем глобальных проблем, делающих мир чрезвычайно опасным, ставящим под сомнение возможность дальнейшего нормального существования целых стран и народов, а порой таящих в себе угрозу самому существованию цивилизации, сохранению человечества в духовном и биологическом смыслах [1].
2 Но особенно, что сейчас уже наглядно видно, турбулентность, как в международных политических и экономических отношениях, так и в общественных отношениях внутри нашей страны, обострившаяся в период ковидной пандемии, еще более усилилась с 24 февраля 2022 г. – с начала СВО. В том числе и в экономике, основу которой, а это безусловно, составляет энергетика.
3 Соответственно, резко возросла турбулентность нормативно-правового регулирования в экономической сфере нашего государства, ускоряемость которого вызвана быстроизменяющейся обстановкой в целом и в военно-промышленной сфере нашего государства в частности. Достаточно сказать, что лишь за один день 3 марта 2023 г. Президентом РФ В.В. Путиным были приняты Указы как изначальные: № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг» [2] и № 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа» [3], так и серьёзно развивающие ранее принятые Указы: от 5 марта 2022 г. № 95 (с изм. от 3 марта 2023 г.) «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» [4] и от 1 марта 2022 г. № 81 (с изм. от 15.10.22, с изм. от 3.03.2023) «О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»[5].
4 Впрочем, эта турбулентность правового регулирования в энергетическом секторе нашей экономики началась еще в конце прошлого 2022 года. Это, в частности: Указ Президента РФ от 7 октября 2022 г. № 723 «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»[6], Указ Президента РФ от 22 декабря 2022 г. № 943 « О применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» [7], Указ Президента РФ от 27 декабря 2022 г. № 963 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефтепродукты»[8].

всего просмотров: 143

Оценка читателей: голосов 0

1. Керимов А.Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории: монография. – М.: Норма: ИНФРА-М., 2014, с. 61–62.

2. Указ Президента РФ от 03.03.2023 N 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.03.2023

3. Указ Президента РФ от 03.03.2023 N 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.03.2023

4. Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 (с изм. от 03.03.2023) «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.03.2022

5. Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 (с изм. от 03.03.2023) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.03.2022

6. Указ Президента РФ от 07.10.2022 N 723 (ред. от 05.04.2023) «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.10.2022

7. Указ Президента РФ от 22.12.2022 N 943 «О применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.12.2022

8. Указ Президента РФ от 27.12.2022 N 961 (ред. от 28.04.2023) «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.12.2022

9. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Будущее в контексте перехода к устойчивому развитию // Стратегические приоритеты. 2017. № 2 (14), с. 118.

10. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Будущее как проблема научного исследования // Стратегические приоритеты. 2016. № 2, с. 45–58.

11. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Будущее как проблема научного исследования // Стратегические приоритеты. 2016. № 2, с.119.

12. Губин Е.П. Санкции и меры экономического и правового обеспечения устойчивого стабильного развития российской экономики // Предпринимательское право. 2022. № 4, с. 5.

13. Интервью А. Розанова "К началам жизни" // Поиск. 2023. № 6. 10 февраля, с. 7.

14. Клеандров М.И. "Зеленое" финансирование "зеленой" энергетики как сектора "зеленой" экономики: краткий обзор состояния научно-правового обеспечения // Правовой энергетический форум. 2022. № 2, с. 10–15.

15. Академик Леопольд Лобковский. Я не увидел ответа в антропологической теории потепления // Коммерсант–Наука. 2023 г., март, с. 37–39.

16. Алексеенко С. (руководитель секции по возобновляемой энергетике Совета по приоритетному направлению "Энергетика" РФ, лауреат премии "Глобальная энергия", академик РАН). Геотермальная энергетика – от горячих источников до глубинных горячих пород. Заставить работать глубинное тепло Земли непросто и дорого, но все затраты окупаются ее независимостью от капризов внешней среды, а запасы – неисчерпаемы // Коммерсант–Наука. 2023, март.

17. Колесова О. Виды на баланс. Геотермальная энергетика сможет конкурировать с углеводородной // Поиск. 2022. № 37. 9 сентября.

18. https://ras.arbitr.ru/

19. https://ras.arbitr.ru/

20. https://pravo.ru/story/245547/

21. Белоглавек, Александр И. Международно-правовая защита инвестиций в области энергетики: К: Таксон, 2011. – 396 с. (на рус. яз).

22. Ударцев С.Ф. Право и государство как институты и идеи: прошлое, настоящее и будущее. Избранное. – М.: Юрлитинформ, 2022, с. 88.

23. Малько А.В., Терехин В.А. Судебная политика как средство оптимизации правосудия в Российской Федерации // Государство и право. 2016. № 7, с. 11–19.

24. Раздел III. Будущее. Совершенствование механизма экономического правосудия в России // В монографии: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Волтерс Клувер, 2006, с. 391–579.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх