Legal Mechanisms for Securing Technological Sovereignty in the Electric Power Industry under the Sanctions Pressure

 
PIIS231243500023547-9-1
DOI10.18254/S231243500023549-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 4
Pages39-47
Abstract

The electric power industry as a fundamental branch of the Russian economy is actively developing, inter alia, through technological and digital capacity expansion. Under the increased sanctions pressure on the Russian economy, the electric power industry, as well as other areas of the fuel and energy complex, is subject to significant risks associated with the need for technology import substitution. Taking into account the significant public and legal impact on the electric power market due to its high social and economic importance, the active introduction and development of technological and digital services in the industry is limited to some extent. Therefore, special legal regulation shall be further improved to expand the civil-law freedoms of electric power industry entities, especially in view of new technological and digital solutions. The attitudes, judgments, and statements presented in this article constitute the author’s personal opinion and may not correspond to the official viewpoint of the organization that employed him or any other organization.

Keywordsenergy law, legal regulation in the electric power industry, technological sovereignty
Received23.12.2022
Publication date27.12.2022
Number of characters27440
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 1. Постановка проблемы. XXI век несомненно относится к эпохе наиболее активного развития всевозможных технологий и цифровых сервисов (услуг), которые коренным образом изменяют как функционирование всех экономических отраслей, так и жизнь общества в целом.
2 Развитие цифровой экономики рассматривается как фактор, оказывающий существенное влияние на рост внутреннего валового продукта Российской Федерации, что обуславливает целесообразность активного развития отечественных технологий для всех отраслей экономики и требует соответствующей регуляторной поддержки (пункты 39 – 51 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203).
3 В продолжение заложенных в указанной Стратегии иные стратегические документы Российской Федерации исходят из необходимости создания технологического суверенитета как одного из принципиальных условий для дальнейшего развития и обеспечения внутренней и внешней безопасности.
4 Так, Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 апреля 2021 г. № 213, закрепляет необходимость, в том числе (пункт 17):
5
  • создания условий для противодействия технологического доминирования и монополизации рынков информационно-коммуникационных технологий отдельными государствами;
6
  • содействия обеспечению равного доступа всех государств к новейшим информационно-коммуникационным технологиям и предотвращения технологической зависимости.
7 Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490, исходит из обеспечения самостоятельности в области искусственного интеллекта (пункт 19), а значит и иных технологических аспектов.
8 Указанные цели и задачи нашли свое отражение и в отраслевых стратегических документах в энергетической сфере.
9 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216, к основным целям и направлениям энергетической безопасности относит формирование технологической независимости и применение российской технологической продукции в соответствующей сфере (пункты 22 и 24).
10 В развитие указанных положений Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, закрепляет широкий перечень задач развития научно-технической и инновационной деятельности во всех топливно-энергетических отраслях, включающих в себя, в частности совершенствование механизмов государственной поддержки, поддержку локализации технологических производств, создание соответствующих центров производства и компетенций.

views: 225

Readers community rating: votes 0

1. Smart Gas Meters will Cost Russians RUB 130 Billion // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3827063; Smart Meters will be Tied to the Bill // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5480419

2. State Price Regulation of Electricity and Capacity Markets. Study Guide / A.V. Izotova, I.G. Stepanenko, M.S. Golovko, et al. Ed.-in-chief I.V. Redkin, — Moscow : Training Center of NP Market Council ANCO, 2013. P. 65.

3. Energy Markets: Problems and Tasks of Legal Regulation : Monograph / edited by V.V. Romanova, LL.D. — Moscow : Yurist Publishing House, 2018. P. 73.

4. Topical issues of energy law. Textbook. Edited by V.V. Romanova, LL.D. Moscow : Yurist Publishing House. 2015. P. 318.

5. Romanova V.V. Energy Law Order: Current State and Tasks. Moscow : Yurist Publishing House. 2016. P. 73-80.

6. Maksimenko P.N. Legal Risks and Opportunities for Blockchain Technology Use in the Electric Power Industry. // Energy Law Forum. 2019. No. 1. P. 52 - 58.

7. Digitalization as a Premonition. New Business Practices in the Electric Power Industry. Moscow : EnergyNet Infrastructure Center. 2020. P. 273.

8. Digital Economy: Current Areas of Legal Regulation : Scientific and Practical Guide / edited by I.I. Kucherov, S.A. Sinitsyn. — Moscow : Norma: Institute of Legislation and Comparative Law, 2022. P. 66.

Система Orphus

Loading...
Up