Проблемы правового регулирования утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения

 
Код статьиS231243500023543-5-1
DOI10.18254/S231243500023545-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11»
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №4
Страницы56-64
Аннотация

Бесперебойная поставка тепловой энергии невозможна в случае неудовлетворительного состояния тепловых сетей, в связи с чем износ тепловых сетей является серьезной проблемой для государства. Тем не менее, в связи с устанавливаемыми тарифами для регулируемых организаций зачастую единственным способом произвести мероприятия по реконструкции и модернизации тепловых сетей является инвестиционная программа. В настоящее время правовое регулирование порядка утверждения инвестиционных программ содержит ряд пробелов, без устранения которых невозможна полноценная реализация инвестиционных программ в сфере теплоснабжения. Отсутствие требований к отказу в утверждении инвестиционных программ порождает множество проблем для теплоснабжающих организаций. Указанные проблемы не нашли достаточного освещения в правовой доктрине, а также не были решены законодателем. Автором изучены основные проблемы, связанные с правовым регулированием рассмотрения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, а также предложены пути их решения.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование в сфере теплоснабжения, утверждение инвестиционных программ
Получено23.12.2022
Дата публикации27.12.2022
Кол-во символов28932
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Обеспечение надежного теплоснабжения является одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [1]. Между тем, бесперебойная поставка тепловой энергии невозможна в случае неудовлетворительного состояния тепловых сетей.
2 В настоящий момент тепловые сети нуждаются в регулярной реконструкции и модернизации, что обусловлено как физическим износом вследствие воздействия внешних факторов, так и моральным устареванием оборудования. Несмотря на большое значение энергетической отрасли, в том числе теплоснабжения, в доктрине [2] и СМИ [3] неоднократно отмечается критичное состояние части основных фондов и аварийное состояние отдельных коммунальных сетей.
3 Износ тепловых сетей является серьезной проблемой не только для организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, но и всего государства в целом, ведь выход тепловых сетей из строя может негативно сказаться на энергобезопасности отдельных регионов. Кроме того, в условиях российского климата от обеспечения теплом во многом зависит качество жизни населения, а также экономическое развитие государства, что имеет особое значение в условиях санкционных ограничений.
4 Тот факт, что значительный процент коммунальных сетей нуждается в ремонте, обуславливает необходимость проведения мероприятий, направленных на устранение существующих проблем, а также предупреждение новых.
5 Тем не менее, в связи с устанавливаемыми тарифами для регулируемых организаций зачастую единственным способом произвести мероприятия по реконструкции и модернизации тепловых сетей является инвестиционная программа, утверждаемая в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 [4] (далее – Правила № 410).
6 Несмотря на тот факт, что Правила № 410 применяются на протяжении достаточно долгого времени, ряд существующих пробелов законодательства не позволяет регулируемым организациям реализовывать инвестиционные программы в полной мере, в том числе осуществлять качественную доработку после получения отказа в ее согласовании или утверждении.
7 Необходимо обратить внимание на отсутствие проработки существующих проблем, связанных с утверждением и доработкой инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, как на законотворческом, так и доктринальном уровнях. Данная ситуация свидетельствует о недостаточном контроле за процессом рассмотрения инвестиционных программ органами, уполномоченными решать вопрос о согласовании и/или утверждении инвестиционной программы (далее – уполномоченный орган), а также принятия ими конечных решений. В результате подобные вопросы зачастую находятся исключительно в компетенции должностных лиц уполномоченных органов, что порождает опасность злоупотребления ими полномочиями без должного контроля извне. При этом в случаях, когда регулируемые организации не оспаривают полученный отказ ввиду отсутствия судебной практики и четких требований к содержанию полученных документов, может сложиться ошибочная картина отсутствия проблем, связанных с реализацией инвестиционных программ в сфере теплоснабжения.

всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями от 01.05.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.05.2022

2. См.: Ващуков А.А. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов по модернизации сферы теплоснабжения РФ // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № III (8). С. 8 (7-11 с.); Титов Г.И., Новопашина Н.А., Титов В.Г. Причины повреждаемости тепловых сетей // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. № 2 (23). С. 19-22. DOI: 10.17673/Vestnik/2016/02/4

3. См.: URL: https://eenergy.media/archives/19313; URL: https://expert.ru/siberia/2019/20/sibir-iznoshennaya/; URL: https://www.tatar-inform.ru/news/stepen-iznosa-teplovyx-setei-po-tatarstanu-dostigla-54-5828040?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

4. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» (вместе с «Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)») (с изменениями и дополнениями от 29.08.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.08.2022

5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14

6. Решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2020 по делу № А46-3970/2020 // https://kad.arbitr.ru/

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012

8. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу № А46-3970/2020 // https://kad.arbitr.ru/

9. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2021 по делу № А46-3970/2020 // https://kad.arbitr.ru/

10. Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 08.08.2016 № 22-П «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения» (с изменениями и дополнениями от 02.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.08.2016

11. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 08.05.2006. № 19. Ст. 2060

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (вместе с «Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации») (с изменениями и дополнениями от 03.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. № 19. Ст. 2434

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (с изменениями и дополнениями от 10.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2012. № 44. Ст. 6022

Система Orphus

Загрузка...
Вверх