Концептуализация как ведущий критерий развития региональных систем повышения квалификации работников образования: тенденции инновационного опыта

 
Код статьиS181570410020817-3-1
DOI10.54884/S181570410020817-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы4-8
Аннотация

В статье на основе анализа опыта развития региональных и муниципальных систем повышения квалификации педагогических кадров дано обоснование роли, функций и особенностей концептуализации предложенных моделей с позиций направленности на сопровождение педагога в непрерывном образовании и содействие в росте его профессионального мастерства. Предложенные авторами позиции основаны на данных открытой печати, освещающей опыт повышения квалификации педагогических кадров в различных регионах РФ.

Ключевые словаконцептуальные основы, непрерывное образование, педагогические кадры, региональные системы, модели повышения квалификации педагогов
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов12777
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Развитие и становление новых моделей и оценка сложившихся региональных систем повышения квалификации работников образования связываются с рядом таких факторов, как теоретико-методологическое осмысление структуры и содержания деятельности системы, ее кадровое и организационное обеспечение, включающее информационно-диагностическое сопровождение и оценку эффективности.
2 Особые приоритеты при этом в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации» отдаются созданию национальной системы профессионального роста педагогических работников, предполагающей модернизацию системы подготовки педагогических кадров, непрерывное профессиональное развитие педагогов, разработку модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и стимулирование их профессионального роста. [11].
3 Актуальность обращения к концептуальным обоснованиям проблемы развития региональных систем повышения квалификации педагогов определяется в первую очередь необходимостью четких представлений о социальном заказе на повышение квалификации с учетом особенностей и требований региональной системы, а также согласования позиций заказчиков и потребителей повышения квалификации относительно модели, наиболее адекватной современной социально-образовательной ситуации в регионе и современным требованиям к деятельности педагога, целей повышения квалификации всех участников этого процесса (руководителей, педагогов, специалистов, представителей общественности и др.).
4 Решение этих социальных и образовательных задач и проблем связывается во многом с разработкой критериев эффективности становления и развития данной системы. Задача данной статьи – проанализировать критерии концептуализации опыта построения и развития региональных систем повышения квалификации работников образования (РСПКРО), представленные в открытой печати. Критерий концептуализации рассматривается как теоретико-методологическая основа научного осмысления модели развития и содержания деятельности региональных систем повышения квалификации. При этом базовым положением концептуализации развития образовательных систем является рассмотрение категориального аппарата, включающего описание ведущих понятий и признаков данной системы.
5 Региональная система повышения квалификации работников образования рассматривается как совокупность образовательных структур повышения квалификации в регионе и их уровневые представления (Институты повышения квалификации, Центры непрерывного повышения педагогического мастерства и повышения квалификации, методические службы региона, муниципальные ресурсные центры, Центры оценки педагогического мастерства и квалификации педагогов), реализующие идеи поддержки и сопровождения профессионального роста педагогов на основе формирования индивидуальных и групповых образовательных маршрутов.

всего просмотров: 236

Оценка читателей: голосов 0

1. Безуевская Е.А. Проблемы организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников //Дискуссия.-2017.-№3.- С.73-78.

2. Жаркова Е.Н. Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования // Альма Матер.-2011.-Вып.2.- С.55-60.

3. Ковальчук О.В., Марон А.Е., Резинкина Л.В. Муниципальный ресурсный Центр непрерывного образования педагогов.- СПб., 2014.-175 с.

4. Ковальчук О.В., Марон А.Е., Моштаков А.А. Развитие педагогических кадров в условиях образовательного кластера.- СПб., 2016.- 126 с.

5. Концепция развития педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы.- (Проект)- URL: :http://minobr.saratov.gov.ru/docs/73/19054/. (дата обращения 23.02.2019).

6. Концепция развития системы профессионального и личностного совершенствования Учителя Санкт-Петербурга. URL: https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2019/07/Kontseptsiya_razvitiya_DPPO.pdf. (дата обращения 13.02.2019)

7. Кузнецова А.Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.– №5.- С. 72-74.

8. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в Московской области: сборник научно-практических материалов. – АСОУ, 2012. – 60 с.

9. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Структура информационной компетентности педагога// Человек и образование.- 2019.-№3.- С. 31-38.

10. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр./А.Е.Марон, Л.Ю. Монахова и др.; под ред. А.Е.Марона.- СПб.: УРАО ИОВ, 2012.-400 с.

11. Распоряжение правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации». URL: (http://docs.cntd.ru/document/564112504) (дата обращения 27.02.2019).

12. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Развитие муниципальной системы непрерывного образования взрослых.- СПб.,2015.-230 с.

13. Салихова Л.Ф. Региональная модель проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров// Известия Самарского научного центра Российской академии наук.Т.13.– 2011.- №2.–С.45- 49.

14. Якушкина М.С., Илакавичус М.Р. Национально-региональные ресурсы развития пространства образования взрослых СНГ // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.– СПб., 2017. - С. 98-109.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх