Правовое обеспечение цифровизации на оптовом рынке электрической энергии и мощности

 
Код статьиS231243500022542-4-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-4-48-55
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный специалист по договорной работе управления по правовой работе
Аффилиация: ПАО «Мосэнерго»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы48-55
Аннотация

Основной задачей электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетических систем в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию. Внедрение цифровых технологий на оптовом рынке электрической энергии и мощности призвано повысить эффективность, безопасность и бесперебойность его функционирования. Автором выделены особенности правового обеспечения цифровизации на оптовом рынке электрической энергии и мощности, высказано предположение о возможности распространения экспериментального правового режима на оптовый рынок электрической энергии и мощности. Вопросы информационной безопасности рассмотрены с учетом того, что от реализации угроз безопасности участники рынка могут понести не только финансовые и репутационные потери, но также может быть причинен ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и инфраструктуре рынка. Автор пришел к выводу о необходимости разработки средств правовой защиты интересов обладателей и пользователей электронных программных комплексов, а также о правовой регламентации автоматизированных действий, осуществляемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90034.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование на оптовом рынке электри- ческой энергии и мощности, цифровизация, энергетический правопорядок
Получено06.11.2020
Дата публикации05.12.2020
Кол-во символов19576
Цитировать     Скачать pdf
1

Введение

2 Импульсом для всеобъемлющего внедрения информационных технологий стало издание ряда документов стратегического планирования, реализация которых должна повлечь повышение уровня цифровизации в ближайшее десятилетие. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 определено, что при реализации национальной Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» необходимо уже к 2024 году обеспечить создание системы правового регулирования цифровой экономики. Тренд по цифровизации энергетики также был поддержан в Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года. А.Г. Лисицын-Светланов верно указывает, что для эффективной правовой политики необходим системный подход, сочетающий принятие актов публичного и частного права, а также обеспечение правом баланса частных и публичных интересов. Выполнение этих условий необходимо для энергетического права — центрального звена регулирования в сфере энергетики [1]. Исследуя вопросы правового обеспечения энергетической безопасности, В.В. Романова отмечает, что для решения стратегических задач развития энергетической отрасли необходимо разработать правовую базу, на основании которой будет осуществляться использование цифровых технологий при учете добытых, произведенных, поставленных, переданных, транспортируемых, хранящихся энергетических ресурсов, функционирование энергетических систем и объектов, деятельность и взаимодействие участников энергетических рынков, в договорном регулировании и при рассмотрении споров, и подчеркивает, что целесообразно проведение фундаментальных исследований проблем правового регулирования использования цифровых технологий для разработки научных положений, на основе которых может осуществляться формирование и функционирование системы правового регулирования применения цифровых технологий в сфере энергетики [2].
3 Во исполнение вышеуказанных документов стратегического планирования Минэнерго России реализуется ведомственный проект «Цифровая энергетика», в 2019 году создан Совет по цифровой трансформации ТЭК, а в начале 2020 года в Минэнерго России создан центр компетенций по цифровому развитию в энергетике (Департамент информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК). Поэтапно вводится в эксплуатацию Государственная информационная система топливноэнергетического комплекса (ГИС ТЭК), запуск которой состоялся в октябре 2019 года. Со стороны Минкомсвязи были представлены рекомендации по масштабной цифровой трансформации в государственных корпорациях и компаниях с госучастием [3], что особенно актуально для субъектов оптового рынка электроэнергии.
4 Участниками рынка, в свою очередь, разрабатываются и принимаются локальные нормативные акты по вопросам цифровизации деятельности: Комплексная целевая программа развития единого информационного пространства Группы «Газпром», Концепция «Цифровая трансформация 2030», принятая ПАО «Россети», Единая цифровая стратегия Госкорпорации «Росатом», Стратегия развития Группы «Интер РАО» на период до 2025 года с перспективой до 2030 года. АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Интер РАО — Электрогенерация», АО «СО ЕЭС» и АО «НИЦ ЕЭС» учреждена Ассоциация «Цифровая энергетика» [4].

всего просмотров: 292

Оценка читателей: голосов 0

1. Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики / А.Г. Лисицын-Светла- нов // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7–15.

2. Романова В.В. Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической без- опасности / В.В. Романова // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасно- сти и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романо- вой. Москва : Юрист, 2019. 264 с.

3. Минкомсвязь разослала в госкомпании рекомендации по масштабной цифровой трансформации // ТАСС. 2019. 27 августа.

4. Утверждена Комплексная целевая программа развития единого информационного пространства Группы «Газпром» // Газпром. 2017. 14 ноября ; Концепция. Цифровая трансформация 2030. URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf ; Разработана Еди- ная цифровая стратегия Госкорпорации «Росатом» // Росатом. 2019. 28 января. URL: https://www. rosatom.ru/journalist/news/razrabotana-edinaya-tsifrovaya-strategiya-goskorporatsii-rosatom-/ ; URL: https://www.interrao.ru/strategy/2020-2030/ ; Устав Ассоциации организаций цифрового развития от- расли «Цифровая энергетика». URL: https://www.digital-energy.ru/wp-content/uploads/2019/12/ustav- associacii.pdf.

5. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Мо- сква : Юрист, 2016. 255 с.

6. Некрасов В.Н. Инновация, информатизация, цифровизация: соотношение и особенности правовой регламентации / В.Н. Некрасов // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 11А. С. 137–143.

7. Паспорт Федерального проекта Нормативное регулирование цифровой среды. URL: https://digital. gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-normativnoe-regulirovanie-tsifrovoj-sredyi.pdf.

8. Регулятивные песочницы. Регулирование как сервис : аналитический отчет. URL: http://www.npaed. ru/images/downloads/Regulatory_sandbox_AED_Report2016.pdf.

9. Мохов А.А. Экспериментальный правовой режим как специальный правовой режим для драйверов инновационной экономики / А.А. Мохов // Юрист. 2019. № 8. С. 19–25.

10. Программно-аппаратные комплексы ОРЭМ // ТЭК Информ. URL: http://www.tek-inform.ru/services/ sistemy-promyshlennoy-avtomatizatsii/programmno-apparatnye-kompleksy-orem/.

11. Романова В.В. Методы энергетического права / В.В. Романова // Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под редакцией В.В. Романовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрист, 2015. С. 26–29.

12. Кашликова И.А. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка / И.А. Кашликова // Правовой энергетический форум. 2015. № 4. С. 28–33.

13. Бондаренко А.Б. Актуальные проблемы правового регулирования в сфере электроэнергетики / А.Б. Бондаренко // Правовой энергетический форум. 2015. № 2. С. 18–23.

14. Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2019. 264 с.

15. Positive Research 2020. URL: https://www.ptsecurity.com/upload/corporate/ru-ru/analytics/positive-re- search-2020-rus.pdf.

16. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

17. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх