Парламент и выборы: парламентские портреты в интерьере избирательного законодательства

 
Код статьиS086904990005089-9-1
DOI10.31857/S086904990005089-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Факультет права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"“
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Кафедра Конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета. М. В. Ломоносов.
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы102-112
Аннотация

Состояние избирательных систем и избирательного законодательства находится в прямой зависимости от действительных целеполаганий групп, определяющих внутреннюю политику государства. Один из главных показателей того, каким будет избирательное законодательство и по каким направлениям будет проходить его трансформация, – истинное назначение парламента и его место в системе разделения властей. И наоборот, на основе исследования трансформации избирательной системы может быть спрогнозирована эффективность функционирования сформированного на ее основе парламента. Даже отдельные изменения избирательного законодательства могут свидетельствовать о начавшемся процессе смены целеполаганий власти и о корректировке политического режима.

Ключевые словаизбирательное право, выборы, парламент, политическая конкуренция, политические партии, избирательная система, изменение законодательства, эффективность парламента.
Получено31.05.2019
Дата публикации03.06.2019
Кол-во символов31964
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В современном мире одновременно происходят два разнонаправленных процесса. Большинство стран идут по пути совершенствования своих избирательных систем и избирательного законодательства в сторону формирования наиболее совершенного и независимого парламента. Другие, хотя их и меньшинство, наоборот, умышленно трансформируют свое избирательное законодательство таким образом, чтобы сформированный представительный орган не был способен нормально выполнять парламентские функции, а являлся бы безвольным придатком исполнительной власти и лишь выразителем ее воли. Повторяем, таких стран далеко не большинство, но подобных примеров, увы, немало. Например, в Мексике исполнительная власть почти полвека устойчиво контролировала от трех четвертей до двух третей конгресса путем манипулирования избирательным законодательством и рутинной практикой избирательных подлогов [Ворожейкина 2009]. Отчего так происходит?

2

Избирательное законодательство – это сложная система, совокупность определенных норм, построенных на строгих принципах, зависящих от политического режима в условиях конкретной формы правления. Как известно, политический режим – это способ организации политической системы, отражающий отношения власти и общества, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Иными словами, это набор технологий, посредством которых достигаются цели власти. Меняются цели – меняются режимы. Меняются режимы – меняется избирательное законодательство. Налицо прямая зависимость состояния избирательных систем и избирательного законодательства от действительных целеполаганий групп, определяющих внутреннюю политику государства. Эти целеполагания не всегда могут совпадать с декларированными или даже конституированными целями и задачами. Один из важных критериев определения того, по какому пути трансформируется режим, – истинное назначение парламента и его место в системе разделения властей.

3

В зависимости от политических режимов (способов достижения истинных целей власти) парламенты или органы, условно именуемые парламентами, различаются. В демократических режимах они имеют неодинаковый, но в любом случае широкий круг полномочий. В недемократических политических режимах представительные органы власти чаще всего предстают как марионеточные, как симулякры или вообще отсутствуют1. Круг их официальных или реальных полномочий сужен. В частности, в персоналистских режимах лидер вынужден постоянно ослаблять представительные институты власти из боязни создать себе сильных конкурентов, способных ограничить его власть [Гайдар, Снеговая 2013].

1. В ряде мусульманских стран нет парламента, законодательствует монарх — король, эмир, султан (Саудовская Аравия, Катар, Оман) или совет монархов (эмиров) составных частей федерации (Объединенные Арабские Эмираты).
4

Соответственно, для создания марионеточного органа или парламента-симулякра нет никакого смысла иметь демократическую избирательную систему. Вернее, марионеточный парламент невозможно сформировать с помощью демократических выборов. И наоборот, парламент, по всем критериям отвечающий требованиям парламентаризма, невозможно создать путем несвободных и неконкурентных выборов.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1092

Оценка читателей: голосов 0

1. Белевская Э. (2008) Точка зрения народа формируется в “Единой России? // Газета.Ru (https://www.gazeta.ru/politics/2008/07/08_ a_2777274. shtml).

2. Бузин А.Е. (2018) Почему я не выступил на Круглом столе ЦИК? (https://abuzin.livejournal.com/176876.html?fbclid=IwAR3GDdlISJw469WiaoojUU3AerbDpNI0cQJesQBaykbvdQyCBl6EC61tXuA).

3. Ворожейкина Т. (2009) Авторитарные режимы ХХ века и современная Россия: сходства и отличия // Вестник общественного мнения. № 4. С. 50–68.

4. Вядро М.А. (2014) Анализ качественных показателей представительской деятельности депутатов Государственной Думы четвертого и пятого созывов // Вестник Поволжского института управления. № 5 (44). С. 19–25.

5. Гайдар М., Снеговая М. (2013) Познается в сравнении: как долго живут диктатуры // Ведомости (http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/07/ 29/kak-dolgo-zhivut-diktatury).

6. Ганапольский М. (2014) Расчехление. Депутаты Госдумы обнажились до кочерыжки // Московский комсомолец (http://www.mk.ru/politics/ 2014/12/02/raschekhlenie.html).

7. Зорькин В.Д. (2018) Буква и дух Конституции // Российская газета (https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html).

8. Камышев Д. (2002) Партия – наш нулевой // Коммерсантъ Власть. № 13 (https://www.kommersant.ru/doc/).

9. Куколевский А. (2010) Медведев поработал на публику. Дутая сенсация // Коммерсантъ-Власть. № 45 (https://www.kommersant.ru/doc/1532244).

10. Кынев А.В. (2017) Государственная Дума РФ VII созыва: между “спящим потенциалом? и партийной дисциплиной // Полития. № 4 (87). С. 65–81 (http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2017-4 (87)-65-81.pdf).

11. Панеях Э. (2018) К чему приводит острый дефицит представительства // Ведомости. 1 ноября (https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2018/10/31/785350-ostrii-defitsit-predstavitelstva).

12. Сас И. (2008) В трех чтениях – за один день. Госдума намерена рассмотреть антикризисный пакет законопроектов в форсированном режиме // Российская газета. 3 октября (https://rg.ru/2008/10/03/duma-paket.html).

13. Шульман Е. (2014) Законотворчество как политический процесс. М.: Московская школа гражданского просвещения.

14. Шульман Е. (2017) Пробуждение спящего парламента // Ведомости. 31 июля (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/31/727051-probuzhdenie-parlamenta).

15. Allen C.K. (1958) Law in the Making. Oxford: Clarendon Press.

16. Innes A. (2013) The political economy of state capture in central Europe // JCMS: Journal of Common Market Studies. № 52 (1). Pp. 88–104 (http://eprints.lse.ac.uk/54670/1/__lse.ac.uk_storage_LIBRARY_Secondary_libfile_shared_repository_Content_Innes,%20A_Political%20economy_Innes_Political%20economy_2014.pdf).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх