О правовом обеспечении деятельности ТЭК в экстремальных условиях: общие подходы (на примере коронавирусной пандемии)

 
Код статьиS231243500022540-2-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-4-13-21
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы13-21
Аннотация

Автором рассматриваются проблемы правового регулирования общественных отношений в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации в экстремальный период коронавирусной пандемии. Автор пришел к выводу, что к этой пандемии ни наша страна, ни какая иная за рубежом оказались не готовы — ни организационно, ни в плане необходимого законодательно-нормативного регулирования. Что, ко всему прочему, негативно сказалось на эффективности производственной деятельности предприятий ТЭК. В статье предлагаются и обосновываются три варианта радикального решения проблемы с учетом того обстоятельства, что исключить в будущем ни последующих волн коронавирусной пандемии 2020 года, ни иных форм глобальных катастроф природного или техногенного характера невозможно. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00270.

Ключевые словаэнергетическое право, коронавирусная пандемия, экстремальное правовое регулирование
Получено06.11.2020
Дата публикации05.12.2020
Кол-во символов28206
Цитировать     Скачать pdf
1 Нет сомнений в том, что коронавирусная пандемия 2020 года является катастрофой природного характера, требующая незамедлительного принятия государством экстренных мер — во всем диапазоне жизнедеятельности общества и во всех сферах экономики, включая такую ее важную составляющую, как топливно-энергетический комплекс. Ведь обеспечение энергетической безопасности нашего государства — проблема стратегического уровня; энергетическая безопасность является составляющей национальной безопасности, надлежащее правовое обеспечение энергетической безопасности является краеугольной задачей энергетического правопорядка [1]. В.В. Романова отмечает, что для энергетического права энергетическая безопасность является ключевой категорией, поскольку ее правовое обеспечение свидетельствует о соблюдении основных принципов энергетического права. Когда мы говорим о правовых рисках в области энергетической безопасности, то имеем в виду прежде всего возможность возникновения спорных ситуаций, разногласий в связи с неопределенностью нормативно-правового регулирования, наличия пробелов, противоречий в нормативно-правовом регулировании, дисбаланс правового положения различных участников общественных отношений [2].
2 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 года, с очевидностью является реакцией на коронавирусную пандемию. А она является реальной угрозой энергетической безопасности, прежде всего посягающей на планомерную ритмичную производственную деятельность предприятий ТЭК, сомнений в этом быть не может. Особенно опасным представляется возможное экстремальное воздействие коронавирусной пандемии на такую сферу энергетики, как атомная, проблематика юридической ответственности за нарушение законодательства о которой в юридической литературе рассмотрена [3], правда, не в экстремальный период.
3 Статья 56 Конституции РФ предусмотрела, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия и что чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом, при этом в данной статье Конституции РФ перечислены положения о правах и свободах, которые не подлежат ограничению.
4 Однако в условиях стремительно набирающей с марта 2020 г. обороты пандемии коронавируса, охватившей все без исключения сферы жизнедеятельности нашей страны (и большинства иных стран, но не о них речь), включая многочисленные объекты ТЭК, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 года) «О чрезвычайном положении», задействован не был. Режим чрезвычайного положения, как это установлено в ст. 1 части 1 названного Закона, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные этим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Его целями, как названо в ст. 2 данного Закона, являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. И оно вводится, как это закреплено в ст. 3 данного Закона, лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. А вводится оно на всей территории РФ или в ее отдельных местностях Указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации.

всего просмотров: 235

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

2. Романова В.В. § 1 «Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопасности» / В.В. Романова // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безо- пасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Ро- мановой. Москва : Юрист, 2019. С. 14–49.

3. Дубовик О.Л. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании атом- ной энергии, радиационной безопасности и радиоактивных отходов : монография / О.Л. Дубовик. Москва : НБ-Медиа, 2013. 229 с.

4. Черногор Н.Н. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавиру- са / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 5–26.

5. Егоров И. Свежий взгляд Генпрокурора / И. Егоров // Российская газета. 2020. 18 июня.

6. Трифонова Е. Коронавирус не отменяет прав человека. Совет Европы предостерег от ограничения га- рантий и свобод под предлогом пандемии / Е. Трифонова // Независимая газета. 2020. 12 апреля.

7. Фёдоров В.А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Рос- сийской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / В.А. Фёдоров. Москва, 2003. 231 с. ; Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: теоретико-правовое исследование : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Фомин. Саратов, 2001. 204 с. ; Ру- шайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации : диссерта- ция доктора юридических наук / В.Б Рушайло. Москва, 2004. 347 с. ; Калита Е.С. О «чрезвычайном праве» и праве чрезвычайной ситуации / Е.С. Калита // Административное право и процесс. 2013. № 10. C. 40–43 ; Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режи- мы: понятие и обоснование необходимости введения / С.М. Зырянов // Журнал российского права. 2016. № 4. C. 72–81.

8. Российская газета. 2020. 15 апреля.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх