Правовое обеспечение прозрачности деятельности органов управления компаний топливно-энергетического комплекса

 
Код статьиS231243500022536-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-4-33-39
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы33-39
Аннотация

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года совершенствование корпоративного управления отнесено к стратегическим задачам развития топливно-энергетического комплекса. Большое значение приобретает правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики, в том числе в компаниях электросетевого комплекса. Особой актуальностью характеризуются также проблемы, связанные с правовым обеспечением прозрачности осуществления деятельности органов управления энергетических компаний электросетевого комплекса. Существенной проблемой прозрачности деятельности органов управления энергетических компаний, существующей до сих пор, является выявление и привлечение конечных бенефициаров к субсидиарной ответственности. В рамках данной работы автором выявлены ключевые проблемы, которые возникают при прозрачности деятельности органов управления компаний электросетевого комплекса. Обосновывается целесообразность привлечения конечных бенефициаров указанных организаций к субсидиарной ответственности, а также сформулированы предложения по повышению прозрачности и эффективности деятельности органов управления организаций электросетевого комплекса.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое обеспечение энергетической безопасности, правовое положение компаний электросетевого комплекса
Получено06.11.2020
Дата публикации05.12.2020
Кол-во символов19512
Цитировать     Скачать pdf
1 Топливно-энергетический комплекс (далее — ТЭК), как ключевая отрасль российской экономики, вносит существенный вклад в формирование бюджета Российской Федерации (около 40%) и социально-экономическое развитие государства. В связи с этим ТЭК нуждается в усиленной правовой защите как от внешних угроз (использование «договорных механизмов» иностранными государствами с целью нанесения ущерба ТЭКу, дискриминация российский организаций ТЭК на мировом рынке), так и от внутренних, к которым относится рост количества преступлений и правонарушений в сфере энергетики (хищения, коррупция и т.п.).
2 Следует отметить, что в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года совершенствование корпоративного управления отнесено к стратегическим задачам развития топливно-энергетического комплекса. Особое значение приобретает правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики, в том числе в компаниях электросетевого комплекса. В этой связи вызывают интерес правовые исследования указанных проблем [1]. А.Г. Лисицын-Светланов отмечает, что в постсоветский период российское энергетическое право, как и ряд других комплексных отраслей права, призвано регулировать ряд отношений, носящих междисциплинарный характер. Наиболее явно междисциплинарные связи проявляются с такими отраслями права, как антимонопольное и корпоративное право, и подчеркивает, что специальным вопросам корпоративного регулирования пока посвящено не так много работ, в связи с чем бесспорный интерес представляет вышедшая в свет под редакцией д.ю.н. В.В. Романовой монография «Актуальные проблемы и задачи корпоративного права», посвященная двум проблемам: правовому обеспечению корпоративного управления в компаниях с преобладающим государственным участием и правовому обеспечению противодействия корпоративному шантажу. А.Г. Лисицын-Светланов указывает, что за период реформ российского законодательства, в сфере как частного, так и публичного права, правовая политика была направлена на придание отношениям с участием государства особого статуса. Вместе с тем сложившаяся система «особого регулирования» содержит серьезные пробелы или не учитывает особенности отношений, складывающиеся в определенных сферах экономики. Это в значительной степени относится к сфере энергетики [2]. В.В. Романова, рассматривая проблемы корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики, отмечает, что на сегодняшний день нормы, регулирующие деятельность компаний с государственным участием, не систематизированы, отсутствуют единые принципы деятельности данных компаний, не разработаны подходы к оценке деятельности компаний с государственным участием с учетом отраслевой принадлежности и имеющейся в связи с этим спецификой, касающейся в том числе необходимости надлежащего содержания энергетической инфраструктуры, ее модернизации, строительства новой [3].

всего просмотров: 283

Оценка читателей: голосов 0

1. Лисицын-Светланов А.Г. О тенденциях развития корпоративного регулирования в Российской Фе- дерации и за рубежом / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 4–10 ; Зеккер Ф.Ю. Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государ- ственным участием по законодательству Федеративной Республики Германия / Ф.Ю. Зеккер // Пра- вовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 16–21 ; Маггс П. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием в энергетическом секторе США / П. Маггс // Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 22–25 ; Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения корпоратив- ного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики / В.В. Романова // Пра- вовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 8–15.

2. Лисицын-Светланов А.Г. О тенденциях развития корпоративного регулирования в Российской Феде- рации и за рубежом / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 5–6.

3. Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения корпоративного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С. 8–15.

4. О выполнении перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации № ВП-П13-9308 от 28 декабря 2011 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/456091585 (дата обращения: 02.10.2020).

5. Фадеева А. Стеной на «Энергострим» / А. Фадеева // Rbc. 2013. 30 апреля.

6. Колонтаевская И.Ф. Проблемы взаимодействия корпоративного права России и зарубежных стран. Доктрина «снятия корпоративной вуали» / И.Ф. Колонтаевская // Вестник Московского универси- тета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2017. № 4 (13). С. 43–48.

7. URL: https://ras.arbitr.ru/.

8. URL: https://ras.arbitr.ru/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх