Особенности регулирования правового режима охранных зон объектов по производству электроэнергии

 
Код статьиS231243500022498-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-4-64-70
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный специалист по общему правовому сопровождению управления по правовой работе ПАО «Мосэнерго»
Аффилиация: ПАО «Мосэнерго»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы64-70
Аннотация

Настоящая статья посвящена особенностям и проблематике правового регулирования режима охранных зон объектов по производству электроэнергии. Автором проводится анализ действующего законодательства, устанавливающего запреты и ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов по производству электроэнергии, обращается внимание на наличие коллизий права, существенно снижающих эффективность правоприменения уполномоченными органами исполнительной власти специальных норм, регулирующих режим охранной зоны объектов по производству электроэнергии, в целях устранения и недопущения возможных нарушений вышеуказанного режима со стороны землепользователей смежных с генерирующими объектами земельных участков. Кроме того, автор указывает на отсутствие правовых механизмов, способствующих недопущению / пресечению выявленных нарушений режима охранной зоны объекта по производству электроэнергии. В результате выявленных коллизий действующих нормативно-правовых актов и отсутствия эффективных механизмов воздействия на лиц, допустивших нарушение режима охранной зоны объекта по производству электроэнергии, разработаны предложения по развитию правового регулирования и созданию действенных мер по пресечению и недопущению нарушений вышеуказанного режима.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая безопасность, безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, охранные зоны объектов по производству электроэнергии
Получено01.12.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов20357
Цитировать     Скачать pdf
1 Проблемы правового обеспечения энергетической безопасности включают различные аспекты, в том числе безопасность объектов топливноэнергетического комплекса. Проводимые правовые исследования представляются актуальными, поскольку речь идет об укреплении энергетического правопорядка с учетом различных внутренних и внешних вызовов и угроз. Эффективность энергетического правопорядка напрямую зависит от эффективности системы правового регулирования в сфере энергетики, которая состоит из множества элементов, каждый из которых представляет собой совокупность норм, устанавливающих правила, режимы, порядки для объектов, субъектов частноправовых и публично-правовых отношений в сфере энергетики [1]. К числу основных элементов системы правового регулирования в сфере энергетики, формирующих энергетический правопорядок, относится и правовой режим энергетических объектов [2]. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения безопасного, надежного и устойчивого функционирования инфраструктуры и объектов энергетики отнесено к первоочередным задачам в области обеспечения энергетической безопасности, в связи с чем проводимые исследования, в том числе по проблемным аспектам правового обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [3], необходимы для дальнейшего развития правового регулирования.
2 До 2011 г. в российском законодательстве отсутствовали нормативно-правовые акты, регулирующие сферу обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Правоотношения в указанной сфере регулировались как общими для всех отраслей экономики нормативными правовыми актами (Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации), так и специальными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и др.
3 Вышеуказанные нормативно-правовые акты не учитывали в полной мере специфику обеспечения безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса в целом и объектов по производству электроэнергии в частности.
4 Учитывая особую значимость объектов топливно-энергетического комплекса для экономики, жизнеобеспечения и обороноспособности страны, законодателем был принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», предметом правового регулирования которого является:
  1. Установление как организационных, так и правовых основ обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации в целях предотвращения и избежания актов незаконного вмешательства.
  2. Определение уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов топливноэнергетического комплекса, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса.

всего просмотров: 217

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

2. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

3. Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2019. 263 с.

4. Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. № 614-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 63.

5. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 829-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 69.

6. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Система Orphus

Загрузка...
Вверх