Договорное регулирование отношений по освоению углеводородных месторождений на национальном и международном уровнях с использованием юнитизационных соглашений

 
Код статьиS231243500022480-6-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-4-21-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы21-28
Аннотация

Одной из задач Энергетической стратегии России является проведение комплексного анализа различных сфер топливно-энергетического комплекса экономики для выявления проблем их функционирования и использования всех необходимых механизмов регулирования разнообразных отношений, складывающихся в данной сфере, в том числе создание более совершенной системы действующего энергетического законодательства, более широкое и эффективное использование регулирующего потенциала договора. В этом направлении наибольший интерес представляет вопрос о применении способов договорного регулирования в сфере недропользования, среди них особую значимость приобретают юнитизационные соглашения, позволяющие осуществлять взаимовыгодное сотрудничество различных субъектов энергетического сообщества при освоении углеводородных месторождений на национальном и международном уровне, способствуя сближению государств как в правовом, так и в политическом контексте. Автор продолжает исследовать юнитизационные соглашения, краткая правовая характеристика которых была представлена автором в третьем номере журнала «Правовой энергетический форум» за 2021 г.

 

Ключевые словаэнергетическое право, освоение углеводородных месторождений, трансграничные месторождения, юнитизационные соглашения
Получено04.10.2022
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов20704
Цитировать     Скачать pdf
1 Национальное законодательство о недрах во многих государствах включает в себя нормы по регулированию трансграничных месторождений углеводородов, предписывающие пользователям недр сотрудничать друг с другом при их освоении, поскольку такое сотрудничество имеет позитивное влияние на рациональное использование и охрану недр. Достижению таких задач способствуют юнитизационные соглашения как инструмент, используемый в сфере недропользования, который набирает все большие обороты в практике своего применения и является эффективным методом достижения консенсуса при разработке трансграничных месторождений.
2 Следует отметить, что в российском праве юнитизация как форма сотрудничества двух и более недропользователей, имеющих право на освоение и разработку единого месторождения, нашла свое отражение в Положении о порядке лицензирования пользования недрами [1]. Юнитизация подразумевает под собой заключение всеми пользователями трансграничного месторождения единого юнитизационного соглашения, вследствие которого на каждого из участников такого соглашения возлагаются определенные права и обязанности по совместной его разработке. В качестве участников юнитизационного соглашения могут выступать не только отдельно взятые недропользователи, но и государства. Основная цель юнитизационного соглашения выражается в том, что в случае разработки месторождения совместно с несколькими недропользователями последние хотя и будут действовать от своего лица, но во благо и содействуя деятельности иным участникам соглашения с целью наиболее эффективной эксплуатации месторождения.
3 Выделяются следующие виды соглашений в этой сфере: международный юнитизационный договор, когда речь идет о межгосударственном трансграничном месторождении, субъектами которого являются непосредственно государства, чьи границы пересекаются. В таком случае стороны согласовывают общую основную политику действий применительно к использованию трансграничного месторождения. Другая разновидность юнитизационного соглашения характерна для тех случаев, когда месторождение находится в федеративном государстве на стыке двух административных границ субъектов Российской Федерации. В таком случае регулирование указанной деятельности осуществляется в первую очередь законодательством субъектов, на территории которых находится месторождение, а также заключенным между этими субъектами договором по использованию месторождения. Федеральное законодательство о недропользовании может использоваться при решении фундаментальных вопросов, за исключением случаев, когда само месторождение находится в федеральной собственности. Следующим видом является юнитизационное соглашение на использование трансграничного месторождения между непосредственными обладателями прав на такое месторождение, а именно между недропользователями. Однако нельзя сделать вывод о том, что государство не оказывает влияния на деятельность недропользователей: оно задает основные параметры юнитизации и осуществляет необходимый контроль за процессом их заключения и исполнения.

всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1 (ред. от 05.04.2016) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Резолюции 28-й сессии (1973 год) // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/ga/28/docs/28res.shtml ; Резолюции 29-й сессии (1974 год) // Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/ga/29/docs/29res.shtml.

3. Hunton A.K. Unitisation — the oil and gas industry’s solution to one of geology’s many conundrums / A.K. Hunton // Lexology. 2014. 29 August.

4. Barnard v. Monongahela Nat. Gas Co. — 216 Pa. 362, 65 A. 801 (1907). URL: https://www.lexisnexis.com/ community/casebrief/p/casebrief-barnard-v-monongahela-nat-gas-co.

5. Territorial Foundations of the Gulf States / ed. by R. Schofield. London : UCL Press, 1994. 284 р.

6. Petroleum Act 1998. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/17/contents.

7. Unitization // FindLaw Attorney Writers. 2008. 26 March. URL: https://corporate.findlaw.com/businessoperations/unitization.html.

8. Murchison Field Agreement (Cmnd 8270) (as amended by Cmnd 8577).

9. Australia — Indonesia Timor Gap Treaty. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20 1098/volume-1098-I-16878-English.pdf.

10. Kaye S. The Timor Gap Treaty / S. Kaye // Natural Resources & Environment. 1999. Vol. 14. Iss. 2. P. 92–94, 143–144.

11. Agreement between the Government of the Kingdom of Norway and the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland relating to the Exploitation of the Frigg Field Reservoir and the Transmission of Gas therefrom to the United Kingdom. May 10 1976.

12. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане // Президент России. 2010. 15 сентября.

13. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря (Москва. 23 сентября 2002 г.) // Справочная правовая система «Гарант».

14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Ратифицировано Федеральным законом РФ от 5 апреля 2003 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47.Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS). Заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г. (с изм. от 23.07.1994).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх